АООП с лёгкой степенью УО

Содержание:
Раздел I. Паспорт Программы ……………………………………………………………3-6
Раздел II. Концептуальные основы работы МБОУ СОШ с. Устюг с детьми с ОВЗ …7
2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ …………………………………………..7
2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ……………….7-9
2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса обучающихся с ОВЗ ………………………………………….9-10
2.4.Анализ образовательного пространства школы. ……………………..………………10-13
Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.
…………………………………………………………………………………………14-16
Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
……………………………………………………………………………………..17-31
4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ. ……………………………………..……15-31
4.2.Организация психолого – медико - педагогического и социального сопровождения
обучающихся с ОВЗ в школе. ……………………………………………………………..31-35
4.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.
……………………………………………………………………………………………35
4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного
процесса для обучающихся с ОВЗ…………………………………………………..…….35-37
4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы ……….…37-38
4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ………………………………………………..38
4.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ. ……………………38-39
Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной
программы. ...………………………………………………………………………………40-43
Раздел VI.
Приложения..……………………………………………………………………………….44-57

Раздел I. Паспорт Программы
Наименование
Программы

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с лёгкой
степенью умственной отсталости МБОУ УСТЮЖСКОЙ СОШ

Основания для
разработки
Программы

Программа разработана на основе федерально-правовой базы:
- Федеральный закон на от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
-Конвенция ООН «О правах инвалидов» ратифицирована Федеральным
законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ;
-ст.ст. 7, 43 Конституции РФ;
-ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
-Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017
годы»;
-Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 28.12.2013) «О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
-Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966
«Государственная аккредитация образовательной деятельности»;
-Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О
лицензировании образовательной деятельности» ;
-Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
-Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» ;
-Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» ;
-Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
-Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 «Об утверждении

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования»;
-Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 N 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования»;
-Письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 «О
наименовании образовательных учреждений» ;
-Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об
организации получения образования в семейной форме»;
-Письмо Минобразования РФ от 05.04.1993 № 63-М «О приведении в
соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" нормативных
документов, используемых в своей деятельности органами управления
образованием и образовательными учреждениями»» ;
-Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
санитарного врача России от 29.12.2010 г. «№ 189, зарегистрированное
в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
- Устав МБОУ Устюжской СОШ
Заказчик
Программы

Администрация МБОУ Устюжской СОШ

Координатор
Программы

Администрация МБОУ Устюжской СОШ

Основной
разработчик
Программы

Администрация и творческая группа МБОУ Устюжской СОШ

Стратегическая
цель Программы

Создание в МБОУ Устюжской СОШ гуманной адаптированной среды
для детей с задержкой психического развития и особой лечебно педагогической среды для умственно отсталых учащихся с целью
социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции
в современном социально – экономическом и культурно - нравственном
пространстве.

Стратегические
задачи
Программы

Обеспечить условия для реализации прав обучающихся с ОВЗ на
получение бесплатного образования;
Организовать качественную коррекционно–реабилитационную работу
с учащимися по различным формам отклонений в развитии;
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса;
Создавать благоприятный психолого-педагогический климат для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширять материальную базу и ресурсное обеспечение школы для

организации обучения детей с ОВЗ;
Совершенствовать систему кадрового обеспечения.
Сроки реализации 2023-2024 учебный год.
Программы
Основные
мероприятия
программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися
с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися
академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний,
умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной
категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации
школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в
культурных, цивилизованных формах: привитие способности к
саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие
доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе
совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов,
работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники
финансирования
Программы

Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного
учреждения.

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы и
показатели
социальноэкономической
эффективности

Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся с
ОВЗ.
Достижение высоких показателей коррекционной работы:
-уменьшение количества детей с диагнозом «лёгка»вид на ранней
ступени обучения;
- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;
Организация качественного профессионально-трудового обучения для
учащихся VIII вида.
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по
вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в
системе инклюзивного образования, освоивших современные
образовательные коррекционные технологии до 40%.

Система
организации
контроля
исполнения
Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы
осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения адаптированной образовательной
программы осуществляет Управление образованием администрации
Емельяновского района

Постановление об Решение педагогического совета
утверждении
Протокол № 1 от 30.08.2023
программы

Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ
МБОУ Устюжская СОШ образована в 1981 как общеобразовательная школа. Однако
современные социально-экономические условия, ФЗ « об образовании в РФ» требуют
организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со
стороны потребителей образовательных услуг.
МБОУ Устюжская СОШ согласно приказу № 704-л от 22 июня 2012г Службы по контролю
в области образования Красноярского края имеет право ведения образовательной деятельности
по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
На закрепленной за МБОУ Устюжской СОШ территории зарегистрированы и проживают
3 обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости, занимающихся по
адаптированной образовательной программе для детей с лёгкой степенью умственной
отсталости.
2.2. Характеристика режима образовательного процесса для детей с лёгкой степенью
умственной отсталости.
Форма получения образования: общеобразовательная организация
Образовательная программа: адаптированная основная общеобразовательная программа для
детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
Формы организации образования: инклюзивно в общеобразовательных классах,
индивидуально - домашнее обучение, в отдельных интегрированных коррекционных.
3 человека – дети с лёгкой степенью умственной отсталости. Эти обучающиеся имеют
нарушения в интеллектуальном развитии и в условиях обучения в общеобразовательной школе
требуют к себе самого пристального внимания. У этих детей наблюдается системное нарушение
речи легкой степени, низкий уровень логического мышления, отсутствие оперативной и
долговременной памяти
1 – на дому по адаптированным образовательным программам для детей с умственной
отсталостью.
2 ученика с лёгкой степенью умственной отсталости обучаются инклюзивно по
адаптированным образовательным программам:
Начало занятий в 8.30
Продолжительность урока - 45 мин.
Продолжительность перемен от 10-20 мин.
Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года 34 недели.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы в
первую половину дня продолжительностью 30 минут.
Форма образования: очная, индивидуальное обучение на дому.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно –
урочная система, индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности.

Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение
учебного года работой психолого-медико-социальной службы (консультации с психологом,
дефектологом, логопедом, соц. педагогом)
В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с
приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В
школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организованы: летний отдых при
школе, дидактические паузы между уроками.
В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал
учета посетителей. С учащиеся постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД.
2.3. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.
В школе на 1 сентября 2023 года преподают 14 педагогов, работающих с данной категорией
детей. Среди них 9 человек прошли курсовую подготовку по работе с детьми с лёгкой степенью
умственной отсталости. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями
здоровья основной образовательной Программы основного общего образования, коррекции
недостатков их физического и психического развития введены в штатное расписание
общеобразовательного учреждения ставки педагогических работников (педагог-психолог,
логопед, дефектолог).

Должность

ФИО
специалиста

Общее
количество
выделенны
х ставок на
учреждение

Из них
количество
выделенных
ставок для
работы с
детьми нормы

Из них колво ставок
выделенных
для работы с
детьми с
ОВЗ

Нагрузка у
специалиста в
учебном году/
вакансия

Курсовая подготовка за последние 3 года внести:

Педагог-психолог

Бегунович Ольга
Юрьевна

1ст

0.5 ст

0.5ст

1ст (норма+
ОВЗ)

КК ИПК и ПП РО «Деятельность педагога-психолога
в условиях реализации ФГОС», удостоверение о
повышении квалификации, рег. номер 53755, 72 ч.
2021 г.

Учитель-логопед

Николаева
Екатерина
Викторовна

1.5 ст

0.5 ст

1ст

1,5 ст

КК ИПК и ПП РО «Логопедия», диплом о
профессиональной переподготовке 242403930969,
2023 г.

Учитель
дефектолог
(олигофренопедаг
ог)

Котова Ольга
Николаевна

1 ст

-

1 ст

1 ст

КК ИПК и ПП РО «Организация образовательной
деятельности в условиях СФГОС школьного
образования обучающихся с УО (интеллектуальными
нарушениями», удостоверение 242403115248, 72 ч.,
2022 г.

Тифлопедагог

-

-

-

-

-

Сурдопедагог

-

-

-

-

-

Соц.педагог

Шляк Наталья
Петровна

1 ст

Тьютор

-

-

специалиста

-

-

-где обучался, название курсов, документ, кол-во
часов, год обучения.

1 ст

КК ИПК и ПП РО «Деятельность социального
педагога в условиях реализации ФГОС: содержание и
технологии», 72ч., 2023 г.

-

-

Уровень знаний учителей повышается за счет самообразования организации и проведение
семинаров, мастер-классов, консультаций со специалистами, работающими в этой области.
В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет
информатики, кабинет технологии, библиотека, столовая, спортзал.
Питание – завтрак, горячий обед.
2.4. Анализ образовательного пространства школы
Образовательная деятельность школы направлена на решение социальных задач,
конкретных потребностей родителей и детей, учитывает основополагающие принципы:
социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников.
При работе с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости внимание уделяется
следующим моментам:
- государственный заказ;
- потребности учащихся;
- ожидание родителей;
- потребности педагогов;
- удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования.
Социальный заказ

Предполагаемые пути его
реализации

Степень выполнения заказа

1. Сохранение и укрепление - диагностика физического, - работа школьного ППк;
здоровья детей
психического, нравственного - листок здоровья класса;
здоровья учащихся;
- диспансеризация учащихся
в соответствии с графиком;

2. Качественное и
эффективное образование.

- улучшение медицинского
обслуживания;
- создание щадящего и
охранительного режима
образовательного процесса;
- развитие спортивнооздоровительной работы;

динамические паузы,
физкультминутки;
- игровые зоны в классах;
- проведение Дней здоровья;
- участие в спортивных
мероприятиях школы и
района

- организация питания;

- контроль питания школьной
комиссией, администрацией.

- трудовое образование;
- надомная форма обучения;
- работа по индивидуальным - индивидуальное обучение
учебным планам;
(по рекомендации ППк
школы);

3. Расширение возможностей - усиление
дополнительного
гуманистического,
образования.
культурологического,
нравственного аспекта
дополнительного
образования.

- внедрение новых курсов
доп. образования в школе;
- участие в районных
конкурсах;

4.Социализация учащихся

- классные часы;

- нравственное воспитание;

9

- социально-бытовая
ориентация;

- родительские собрания;
- посещение театров,
выставок;
- экскурсии;
- посещение Дней открытых
дверей в колледжах, ПТУ;

5. Совершенствование
методической работы в
школе.

- расширение поисковых
методик, использование
современных педагогических
технологий (в том числе
информационных);
- усиление направления
методик на развитие
коммуникабельности,
диалоговой культуры
общения;

- взаимопосещение уроков,
организация открытых
уроков, семинаров;
- факультативная, внеурочная
деятельность, занятия в
библиотеке;
- сюжетные игры, праздники;

6. Совершенствование
предметной среды

- создание комфортных
условий жизнедеятельности
учителей и учащихся в
школе, культуры школьного
быта;

- оформление ОУ работами
детей,
- организация выставок;
- совершенствование
классных комнат;
-оборудование и
переоборудование
помещений школы;

7. Совершенствование
- усиление культуры
организационноуправления;
управленческого компонента. - обеспечение
функциональной психологомедико-педагогической
службы.

- постоянная модернизация
системы управления,
разработка функциональных
обязанностей всех управленческих единиц,
положений обо всех
структурах;
- планирование работы всех
единиц и структур;
- повышение роли
педсоветов, МО,
планирование их работы,
контроль выполнения
решений.

Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят
систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных
особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития
обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ.
Система специального обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости
предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с
учащимися.
10

Цели занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их
предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Коррекционные
(индивидуальные
и
групповые)
часы
проводятся
учителем
общеобразовательного класса.
При проведении коррекционных занятий учителя учитывают:


-интерес ребенка к учению;



-состояние психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи);



-работоспособность;



-усидчивость;



-темп работы;



-умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач;



-принимать помощь учителя.
 Содержание

индивидуальных занятий максимально направлено на развитие ученика. На
занятиях используются различные виды практической деятельности: действия с реальными
предметами, счетным материалом, используются условно-графические схемы и графики что дает
возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование
пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы явления,
анализировать слова и предложения, различные структуры; осмысление учебных и
художественных текстов; развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и
словесного отчета. Формируются с помощью предметно-практической деятельности понятия,
которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных
в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости
и д.р.)
Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно
сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения
видеть строку, соблюдать размеры и элементы букв, правильно их соединять), техники чтения
(плавности, беглости, выразительности), скорости, правильности списывания, умения составлять
план и пересказ прочитанного.
В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам
пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, таблицами,
географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не
менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания стихотворений, отдельных правил
или законов, таблицы умножения и др.
Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
-общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно- нравственное, спортивнооздоровительное.
Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса с детьми
с лёгкой степенью умственной отсталости.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности
педагогического коллектива с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости определяется в
зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение
ограниченными возможностями здоровья;


образовательных

услуг

для

учащихся

с
11

 индивидуальными
возможностями, способностями
интеллектуальными нарушениями и их родителей;


и

интересами

учащихся

с

реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью
поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся
через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный
образовательно-культурный досуг.


Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах
личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания
образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие
приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и
найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством,
уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,


 обеспечение

непрерывности начального общего, основного общего специального
(коррекционного) образования;
создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных
функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для
осознанного выбора им профессии через организацию трудового обучения;




обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;

создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья
учащихся.


Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут
быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных
структурных блоков:
 педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с
требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и
воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;



трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;



воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
 внедрение

здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа
здорового образа жизни.
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в
школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной
реабилитации детей с лёгкой степенью умственной отсталости и последующей их интеграции в
современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных
задач:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся
образования;

на получение бесплатного

Организация качественной коррекционно –реабилитационной работы с учащимися с
различными формами отклонений в развитии;
12

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости
на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание
благоприятного
психолого-педагогического
климата
для
реализации
индивидуальных способностей обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения
детей с лёгкой степенью умственной отсталости.;
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Ожидаемые конечные результаты программы.
Адаптированная образовательная программа МБОУ Устюжской СОШ реализуется в двух
уровнях образования:
- первый уровень– начальное общее образование – 4 года,
- второй уровень – основное общее образование – 5 лет.
Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся с лёгкой степенью
умственной отсталости.
Достижение высоких показателей коррекционной работы:
-уменьшение количества детей с диагнозом «лёгкая степень умственной отсталости» на
ранней ступени обучения;
- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;
Организация качественного профессионально-трудового обучения.
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней
диагностики отклонений в развитии.
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного
образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии.
Содержание подготовки учащихся:
- на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван:
сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися,
учителями и учащимися; помочь детям с лёгкой степенью умственной отсталости приобрести
опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию,
коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования
личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия
- на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования
познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический
коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки
школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия
у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально -трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети VIII
вида) с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения
учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.

13

Раздел IV. Основные подходы к организация образовательного пространства школы.
4.1. Содержание образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Пояснительная записка к учебному плану для детей с нарушением интеллекта МБОУ
Устюжской средней общеобразовательной школы
на 2023 – 2024 учебный год (5-9 классы).
Учебный план для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (нарушение
интеллекта) разработан на основе нормативных документов:
Нормативно- правовой базой для формирования учебного плана являются:
-ФЗ 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» статья 79;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015
г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования"
-Методические рекомендации МО Красноярского края «О формировании учебных планов для
организации образовательного процесса детей с ОВ по адаптированным общеобразовательным
программам» приказ №75-3151 от 4 сентября 2015 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
- Устав МБОУ Устюжской СОШ.
- Адаптированная образовательная программа для
Учебный план является основным государственным нормативным документом, определяет
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время и
обеспечивает исполнение федерального государственного образовательного стандарта по
классам, предметным областям и определяет формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные
учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых
обучающихся и предметов коррекционной направленности.
Структура учебного плана школы состоит из пояснительной записки и учебного
плана, который включает в себя образовательные области, образовательные компоненты и сетку
количества часов в неделю по классам.
Учебный план для учащихся с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения
обучающимися общего образования и профессионально - трудовой подготовки, необходимых
для их социальной адаптации и реабилитации в соответствии со специальным стандартом
образования умственно отсталых школьников.
Продолжительность учебного года 34 учебные недели. Продолжительность урока для детей с
ОВЗ (дети с нарушением интеллекта - легкая степень умственной отсталости) 45 минут.
14

Учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных на федеральный компонент.
Учебный план состоит из 2 частей:
I - обязательная часть, содержание которой приспособлено к возможностям учащихся с общим
интеллектуальным нарушением.
II- часть, формируемая участниками образовательных отношений
III- коррекционно-развивающий блок.
Структура и содержание учебного плана для учащихся 5-9 классов с легкой степенью
умственной отсталости.
1. Обязательная общеобразовательная часть.
Русский язык
«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом
зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения учебному предмету «Русский
язык» и «Литературное чтение» -научить школьников правильно и осмысленно читать доступный
их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит
приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм
социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Учитывая важность
данного предмета в учебном плане для обучающихся с умственной отсталостью, увеличены часы
на его, освоение.
Задачи обучения русскому языку:
• повысить уровень общего и речевого развития учащихся,
• прививать общепринятые нормы общественного поведения,
• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст,
• выработать элементарные навыки грамотного письма,
• научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
«Русский язык 5-9 кл.» под редакцией В.В. Воронковой реализуется через УМК: учебник
В.В.Воронкова «Русский язык» для 5 кл.; Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 6 кл.; Н.Г.
Галунчикова «Русский язык» для 8 кл.; Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 9 кл.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
«Литература 5-9 кл.» под редакцией В.В. Воронковой реализуется через УМК: учебник
Г.М.Гусева «Чтение» для 5 кл.; И.М. Бгажнокова «Чтение» для 6 кл.; В.В.Воронкова «Чтение» для
8 кл.; А.К.Аксенова «Чтение» для 9 кл.
Математика.
Учебный предмет «Математика» в образовании детей с умственной отсталостью представлена
элементарной математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. «Математика» имеет
выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений
обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду.
Математические знания реализуются и при изучении учебных предметов: «Технология»,
«История», «География», «Биология», «Физическая культура», «Социально- бытовая
ориентировка» и др.
В курсе математика учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач
измерительного и вычислительного характера. Предмет изучается по программе для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Математика 5-9» (под редакцией В.В.
Воронковой), авторы М.Н. Петрова, В.В. Экк.

15

Информатика
Адаптированная образовательная
программа для учащегося с ОВЗ по учебному курсу
информатики для 8,9 классов составлена на основе:
 Положения о рабочей адоптированной образовательной программе учителя (протокол педсовета
№ 2 от 01.09.2014), приказа № 193 от 22.09.2014
 Примерной программы по информатике 7-9 класс. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015
Цели программы
1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
2. Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
4. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Задачи программы:
1. Сформировать готовность современного выпускника основной школы к активной учебной
деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в
других школьных предметах;
2. Подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению
образования в старшей школе;
3. Научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
4. Показать основные приемы эффективного использования информационных технологий.
Для реализации РАОП используется учебно-методический комплект, включающий:

учебник «Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Босова Л.Л.. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2018»;

комплект цифровых образовательных ресурсов.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год для изучения курса
информатики и ИКТ в 8-х (9-х) классах выделено 1 ч/нед., что составляет 35 (34) учебных часов в год.
История.
Учебный предмет «История» формирует систему знаний о самых' значительных событиях,
становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей
истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости
(анализ, классификация, мысленное планирование) не позволяет выстраивать курс истории на
основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен наиболее яркими
ключевыми событиями эволюции России как государства, явлениями, обогатившими науку,
производство, культуру, общественный уклад.
Содержание курса (7-9 кл.) направлено на формирование основ правового и нравственного
воспитания на основе знакомства с наиболее значимыми событиями из истории нашей Родины,
современной общеполитической жизни страны. Программа для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида «История Отечества» (под редакцией В.В. Воронковой),
автор О.И.Бородина. Используемые учебники:
Обществоведение.
Предмет для учащихся 8-9 классов. Цель курса - формирование представлений о себе как
гражданине общества. Автор учебника Б.В. Кузнецов и др.
География.
В начальном курсе географии учащиеся с особыми образовательными потребностями получают
практически необходимые знания и навыки ориентировки на местности, представления о климате,
природе страны, основных занятиях населения, элементарные сведения по экономической
географии, краеведению, экологии.
Учебный предмет «География» включает физическую географию России и зарубежья, позволяет на
16

основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социальноэкономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни,
хозяйственную деятельность человека на земле. -Особое место в учебном предмете «География»
отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет
систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно- эстетическому воспитанию.
Предмет изучается в 6-8 классах по программе для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида «География 6-9» (под редакцией В.Воронковой),
автор Т.М.Лифанова. Используется УМК:
-учебники «География материков и океанов », Т.М.Лифанова.
-приложения к учебнику Т.М.Лифановой.
-«География материков и океанов. Государство Евразия. » Т.М.Лифанова и др.
Биология.
Содержание этого курса предусматривает изучение элементарных сведений, доступных детям с
особыми образовательными потребностями о живой и неживой природе, об организме человека и
охране его здоровья. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным
явлениям, они овладевают некоторыми практическими навыками выращивания растений, ухода за
животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.
-Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
«Естествознание 5-6 класс» (под редакцией В.В.Воронковой), автора В.И.Сивоглазова реализуется
по учебникам Н.В.Королевой, Е.В.Макаревича;
-В 7-8 классах программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
«Биология» (под редакцией В.В. Воронковой, автор В.И. Сивоглазов)
Технология
Наибольший объем в учебном плане отводится трудовому обучению. На занятиях по учебному
предмету «Технология» учащиеся помимо обязательной части учебного плана.
Учебных предмет «Технология» дает возможность учащимся овладеть элементарными
приемами труда, формирует у них обще трудовые умения и навыки, самостоятельность,
положительную мотивацию в трудовой деятельности.
Социально-бытовая ориентировка (СБО). Данные предметы обеспечивают возможностт
систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Предмет СБО
изучается в 5,7 классах. Так как все учащиеся с общим интеллектуальным недоразвитием
воспитываются и проживают в домашних условиях(а не в школе-интернат), научены необходимым
навыкам самообслуживания, то учебный предмет СБО изучается до 7 класса включительно.
Физическая культура. Имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и
коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы как гимнастика, легкая
атлетика, лыжная подготовка, игры. Во все разделы включены упражнения на формирование у
учащихся двигательных умений, развитие силы, ловкости, выносливости. Программа для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Физическая культура» (под
редакцией В.В. Воронковой), автор В.М. Мозговой и др.
Во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации» введен третий час физической
культуры для всех классов.
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Профили трудового обучения в школе подобраны в соответствии с потребностями и
17

психофизическими возможностями учащихся с нарушением интеллекта, а также с учетом
региональных особенностей и наличием условий для реализации профиля.
В 5-9 классах осуществляется до профессиональное трудовое обучение, целью которого
является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях
обычных предприятий промышленности и сферы обслуживания.
Особое значение придается подготовке данной категории детей к трудовой деятельности. Эта
задача решается путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и получения ими
профессионально - трудовых знаний и навыков по определенной специальности.
Профессионально - трудовое обучение в 5-9 классе осуществляется на базе школы и
предполагает:
•
уроки профессионально- трудового обучения представлены двумя курсами:
«Швейное дело» и «Столярное дело»
Трудовая практика проводится в соответствии с профилем трудового обучения на базе школьной
теплицы, пришкольного участка, школьной мастерской, кабинета обслуживающего труда.
Программа «Швейное дело» составлена в соответствии с учебником для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Технология. Швейное дело. 8 класс:
учеб.для спец.(коррекц.) образоват.учреждений 8 вида.Г.Г. Мозговая, Г.В. Картушина. -3 изд.М.:Просвещение,2011г.)
Профессионально-трудовое обучение (швейное дело) в школе для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями изучается на протяжении обучения в 5-9 классах.
Обучение швейному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного
общества.
Программа В.В. Воронковой «Столярное дело» предусматривает возрастные особенности
обучающихся, включает теоретические и практические занятия, предусматривает лабораторные
работы и упражнения. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройдённого
учебного материала и постепенности ввода нового. Основной целью программы является
подготовка школьников к поступлению в училища соответствующего типа и профиля.
3. Коррекционная работа
К коррекционным занятиям относятся занятия проводимые учителем-логопедом, учителемдефектологом и педагогом-психологом. Специфической формой организации коррекционноразвивающих занятий являются индивидуальные и/или групповые занятия, осуществляемые узкими
специалистами (логопед, психолог, дефектолог) по различным направлениям в зависимости от тех или
иных проблем.

Учебно-воспитательный процесс направлен на достижение следующих целей:
формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации,
ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
формирование максимально возможных навыков самостоятельности;
совершенствование качества жизни обучающихся.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и
познавательных возможностей обучающегося.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний,
формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную
самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально
значимых качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией
детей относится к пропедевтическому уровню образованности.
Это отражается в названиях учебных предметов: «Литературное чтение (альтернативное
чтение)», «Русский язык (графика и письмо)», «Развитие речи» и «Окружающий мир»,
18

«Математика (математические представления и конструирование)», «Музыка», «Технология
(ручной труд)», «Физическая культура (адаптивная физкультура)».
Занятия коррекционно-развивающей области являются обязательными для учащихся. Они
проводятся во вторую половину дня после часового перерыва, что обусловлено сложностью
дефекта.
Для детей с умеренной умственной отсталостью не может быть единого образовательного
стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго
индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с данной группой
обучающихся, направленной на личностное развитие каждого ученика, его потенциальных
возможностей и способностей.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической
деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и
адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и
занимательных моментов.
Коррекционная работа в классах проводится в виде фронтальных и индивидуальногрупповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются
учителем исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния
детей.
Учебным план для обучающегося на дому включает 8 часов в неделю, 34 учебных
недели.
Контроль проведения занятий, уровня развития учащихся осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе на основе расписания индивидуальных и групповых
занятий, соответствующей документации специалистов.
Учебный план принят на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2019
г). Утверждён приказом № 01-05-154 от «03» 09. 2019 г.
Учебный план для детей с нарушением интеллекта
(легкая степень умственной отсталости)
Предметные
области

Учебные предметы

Филология

Русский язык
Литература
Математика
Информатика и ИКТ
История
Обществознание
География
Биология

Количество часов в
неделю
9 класс
5
4
5
1
2
1
2
2

Промежуточная
аттестация
КД
С
ИКР
Т
ТР
Т
З
Т

Математика и
информатика
Общественно –
научные
предметы
Естественно –
научные
предметы
Технология и
Технология
2
ГО
социально –
Социально – бытовая 2
ГО
бытовая
ориентировка
ориентировка
Физическая
Физическая
2
ИП
культура
культура
Количество часов обязательной части 28
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Столярное дело
6
Итого
34

19

4.2.Организация психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с
ОВЗ в школе.
Психолого- педагогический консилиум осуществляет сопровождение учащихся на
протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников
педагогического процесса и пропагандирование дефектологических знаний.
В школе складывается система оздоровительной работы, направленная на сохранение и
укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия:
просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды,
предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в
учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных
мероприятий и праздников.
Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями
психических функций каждого ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется классными
руководителями и учителями.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется
индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости
данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами ПДН, встречи с
родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей. Разработана и внедряется
в действие программа по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений,
профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в том
числе.
На психолого-медико-педагогическую службу возложена обязанность
 отслеживать

уровень психического и психологического развития учащихся;

 вести

коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально-волевого
развития детей,
 оказывать

психологическую помощь учащимся, имеющим трудности в поведении и

общении;
 своевременно
выявлять
социально-дезодаптированные
психологическую поддержку детям из них.

семьи

и

оказывать

4.3. Содержание воспитания и внеурочной деятельности в школе
Воспитательная работа в школе детей с лёгкой степенью умственной отсталости
рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебновоспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы
ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников
в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей, в том числе с нарушениями интеллекта,
мы расширяем воспитательное пространство школы за счет внеурочной деятельности.
Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает
эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку
20

учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное
развитие учащихся.
Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям,
охватывает все группы обучающихся с с лёгкой степенью умственной отсталости.
Занятия по программам дополнительного образования проводятся в школе.
Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм
проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется
на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом
является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по
отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование
несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его
индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает
индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее
желание деятельности и интерес к ней.
4.4.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного
процесса для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:


индивидуальная и коллективная учебная деятельность



игровая деятельность



творческая деятельность (конструирование),



трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)



спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности


научиться решать поставленные учителем цели;



научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;

 овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными
навыками;


овладеть различными видами игры;



научиться доводить начатое (для VIII вида – простое) дело до конца;

приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и
операциями на уроках труда (технологии);



приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета,
научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами:
 реализовать

образовательную программу начальной школы в разнообразных
организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)
 обеспечить

комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.

 обеспечить

условия формирования учебной деятельности, для чего организовать
постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять
21

функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших
школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Основное общее образование
Виды деятельности школьника:


индивидуальная и коллективная учебная деятельность



проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,



социальная деятельность,

творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самосознание,



спортивная деятельность

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в
знакомых видах деятельности совместно с педагогом,


научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах
деятельности,


выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности;


научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.


 научиться

эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими
детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать образовательную
организационно-учебных формах,


программу

основной

школы

в

разнообразных



подготовить учащихся к выбору профессии,



организовать систему социальной жизнедеятельности



создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.

4.5.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических
особенностей учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости. В своей образовательной
деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:
- проверка усвоения пройденного;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- домашние задания

Технологии активных форм и методов:

виды уроков:
- уроки - путешествия;
- уроки-сказки;
22

- игра по станциям;
- путешествие
Технологии активных форм и методов:

- игровые технологии;
- проектная технология;
- работа в парах и группах;

Здоровьесберегающие технологии:
- психолого-педагогические приемы
здоровьесбережения
- технологии телесно-ориентированного
подхода
Авторские педагогические технологии:

Технология процессуального мониторинга

Технологии организации внеучебной
деятельности:

- технологии индивидуального и
дифференцированного подхода
В.В.Воронковой
С 30 декабря
2009 года МБОУ
Устюжская
СОШ
является базовой
образовательной
площадкой
по
процессуальному мониторингу ККИПК и
ППРО.
Технология
процессуального
мониторинга позволяет учителям школы
выстраивать учебный процесс
через
деятельностные формы образования на
уроках для детей с лёгкой степенью
умственной отсталости.


коллективно-творческие дела И.П.
Иванова

4.6.Система аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в каждом классе по итоговым
годовым оценкам по учебным предметам в 3,4,6,7,8 классах. Итоговая аттестация учащихся
проводится в 9 классе.
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с лёгкой степенью
умственной отсталости. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями
образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы
качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
 мониторинг


знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;

административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
 мониторинг

знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части

учебного плана;
мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической и логопедической
службой).


23

4.7.Мониторинг образовательного процесса.
Критерии и
компоненты
образовательного
мониторинга

Показатели критериев

Периодичность
контроля

Объект
изучения

Ответственный

Качество
образования.

Уровень освоения
образовательной
программы
(контрольные работы,
проверка техники
чтения)

1 раз в четверть

ЗУН

Учитель, рук.
МО
Учитель
Заместитель
директора по
УВР

Июнь

Итоговая
государственная
аттестация
Динамика
развития
психических
функций и
эмоционально волевой сферы

Состояние высших
нервных процессов

Состояние
здоровья
учащихся

Физическое развитие
учащихся

Уровень
воспитанности
учащихся

(листы динамики
развития)

Психические
функции

Сентябрь, май

Учащиеся

Классный
руководитель,
учитель
физкультуры,
заместитель
директора по
УВР, психолог

Сформированность
интегративных качеств
личности.

Сентябрь,
апрель

Количество учащихся,
состоящих на учете в
ПДН.

2 раза в год

Состав учащихся по
уровню материального и

психолог

уч-ся

Психосоматическое
здоровье учащихся
(медосмотр, листки
здоровья и физического
развития, данные о
пропусках уроков по
болезни, комфортность
обучения, уровень
адаптации к обучению в
школе, уровень
школьной тревожности).

Выявление учащихся
группы риска.
Социальное
положение

сентябрь

Учащиеся

Классный
руководитель
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог

1 раз в четверть
Сентябрь

Учащиеся

Классный
руководитель,
24

учащихся

морального
благополучия
(социальный паспорт
класса).

Степень
социализации и
трудовой
адаптации

Данные социометрии,

Два раза в год

Результаты
трудоустройства,

1 раз в год

Результаты участия
учащихся школы в
различных предметных
конкурсах

социальный
педагог

Учитель
трудового
обучения,
Классный
руководитель

Раздел V . Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной
программы для обучения лиц с ОВЗ
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления ОУ,
исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном
направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять
методическое сопровождение образовательного процесса. В управление ОУ на полноправной
основе включается педагогический совет, являющийся одновременно и экспертным советом.
Педагогический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов,
внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива
по всем направлениям. Педагогический совет дает научное обоснование рекомендации по
изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития.
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить
реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения,
воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к
коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебно-озлдоровтельную
коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
 осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с
требованиями образовательных программ;

осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с
требованиями образовательных программ;



осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;



осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;

предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития
целостной образовательной среды;


осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением
квалификации педагогов;


25

 осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении
между I, II ступенями обучения;

осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к
образовательному процессу;


осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и
дополнительного образования..


Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми
учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям,
готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный контроль
традиционным направлениям:

за

образовательным

процессом

осуществляется

по

1. Контроль за качеством преподавания.


выполнение учебных программ;



эффективность урока;



методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;



обеспеченность учебным и дидактическим материалом;



индивидуальная работа с детьми;



соответствие преподавания Программе развития школы;



выполнение санитарно – гигиенических требований.

2. Контроль за качеством обучения.


уровень знаний, умений и навыков учащихся;



достижение государственных образовательных стандартов;



навыки самостоятельного познания учащихся;



готовность к освоению содержания образования по предметам художественно –
эстетического цикла.

3. Контроль за ведением школьной документации.


ведение школьных журналов;



ведение ученических дневников;



ведение ученических тетрадей;



оформление личных дел учащихся.

План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями
работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе
анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности
школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным
актом школы.
Модель выпускника школы
Выпускник начальной школы - это ученик,
 который

успешно освоил образовательную программу начальной школы;

 у которого

есть потребность выполнять правила для учащихся;

 у которого

есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
26

 который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям,
животным, природе;
 который

стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Воспитанник школы:


овладение общеучебными умениями и навыками;



овладение навыками общения и основами гигиены и здорового образа жизни,



сформированность психических процессов,



восприятие и понимание таких ценностей, как «школа», «учитель» «товарищ»



соблюдение порядка и дисциплины в школе и общественных местах;

Семьянин:


восприятие себя членом семьи;



психофизическое здоровье,

1. Член сообщества:


овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить,
слушать, сопереживать, сочувствовать,



наличие потребности выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать
хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение
одноклассников.

Гражданин:


проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному
миру,



обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,



активное участие в жизнедеятельности класса и школы.

Индивидуальность:


развитие нравственных и эстетических начал личности.

Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий
нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это
профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями;
личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои
способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к
постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Воспитанник школы:


уровень образовательных способностей, успеваемость;



участие в коллективных, творческих делах школы;



внешностные показатели поведения.



сформированность психических процессов.

Семьянин:


социальный статус семьи;



психофизическое здоровье.

Член сообщества:
27



участие в досуговой деятельности;



характер межличностных отношений в коллективе.

Гражданин:


сформированность правосознания;



сформированность человеческих качеств личности



профессиональная ориентация;



участие в самоуправлении.

Индивидуальность:


направленность и особенности личности;



гражданская позиция;



способность интегрироваться в различные социальные сферы.

28


Наверх

Учебные планы на 2023-2024 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Учебный план 1-4 классы.pdf (скачать)
Учебный план 5-9 классы.pdf (скачать)
Учебный план 10 класса.pdf (скачать)
Учебный план 11 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».