АООП ООО НОДА Вариант 6.1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.............................................................................................................. 3

1.1. Пояснительная записка ............................................................................................. 3
1.2.
Планируемые
результаты
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающимися с
нарушениями опорно-двигательного аппарата образования ................................................. 5
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования ............................. 8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................... 10

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата........................................................................ 10
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности ........................................................................... 10
2.5. Программа коррекционной работы......................................................................... 10
2.5.1. Коррекционная работа логопеда ........................................................................... 12
2.5.2. Программа коррекционной работы психолога .................................................... 14
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................ 19

3.1. Учебный план адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования.................................................................................................................. 19
3.2. План внеурочной деятельности ............................................................................... 19
3.3. Система условий реализации, адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с опорно-двигательными
нарушениями............................................................................................................................... 20

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования (далее АООП ООО) МБОУ Устюжская СОШ является документом,
определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные
составляющие образовательного процесса в общем этапе основного общего образования.
АООП ООО, обучающихся с опорно-двигательными нарушениями (вариант 6.1) (далее
НОДА) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатом
освоения АООП ООО;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в последней редакции);
- Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от
24.11.1995г. № 181 - ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. №1897)
- Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” , Приказ
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее
НОДА) МБОУ Устюжская СОШ составлена на основе примерной адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования для детей с НОДА
(вариант 6.1).
АООП ООО для обучающихся с НОДА (вар.6.1) гимназии представляет собой
комплекс взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной
составляющей обеспечивающей духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и
общекультурное личностное направление развития обучающихся основного общего
образования.
Реализация АООП ООО для обучающихся с НОДА (вар.6.1) предусматривает
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что
поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Цель АООП ООО для обучающихся с НОДА: создание условий для освоения
содержания образования, обеспечение планируемых результатов по достижению учащимся
целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными,
общественными потребностями возможностями обучающимися, с индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной
организацией адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования предусматривает решение следующих основных задач:

Обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, в том числе специальных условий, учитывающих особые образовательные
потребности обучающихся с НОДА, достижение планируемых результатов освоения
обучающимися адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования, создание возможности для их социализации.

Обеспечение
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося с НОДА и реализации программы коррекционной
работы.

Взаимодействие образовательной
организации
при
реализации,
-

адаптированной основной образовательной программы с социальными партнерами, в том
числе с медицинскими, образовательными организациями, учреждениями социальной
защиты, оказывающими помощь обучающимся с НОДА.

Выявление и развитие способностей обучающихся с НОДА, их интересов
через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в
том числе, с использованием возможностей образовательных организаций
дополнительного образования.

Профессиональная ориентация обучающихся с НОДА с учетом
профессиональных возможностей и имеющихся ограничений при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов и сотрудничестве с базовыми предприятиями,
учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной подготовки.

Сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся с НОДА, коррекция отклонений в развитии, обеспечение
безопасности.

Формирование готовности обучающихся с НОДА к саморазвитию и
социальной активности для продолжения обучения в образовательных организациях
профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной
социализации с учетом имеющихся ограничений в двигательной сфере.
В основу формирования АООП ООО для обучающихся с НОДА
(вар.6.1) программы положены следующие принципы:
• Общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• Учет типологических, психофизиологических образовательных потребностей
обучающихся;
• Коррекционная направленность образовательной деятельности;
• Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей обучающегося;
• Онтогенетический принцип;

Непрерывность получения образования (подготовка обучающегося с НОДА
к интеграции в систему непрерывного образования; обеспечение преемственности знаний).

Принцип инклюзивности, направленный на продуктивное включение
каждого обучающегося с НОДА в образовательный процесс вне зависимости от его
ограничений и стартовых возможностей.
В основу реализации АООА ООО для обучающихся с НОДА (вар.6.1) заложен
системно-деятельностный подход, который представляет собой:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности к обучающимся с НОДА,
диалога
культур
и
уважения
многонационального,
поликультурного
и
поликонфессионального состава;
 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей, обучающихся с НОДА, а также вариативных особенностей, обусловленных
двигательными и другими ограничениями, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении образовательного процесса и определении образовательновоспитательных, коррекционных целей и путей их достижения;

учет особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей, путей их достижения при освоении образовательной программы;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
АООП НОО для обучающихся с НОДА (6.1) разработана с учетом
психолого-педагогической характеристики обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Выбор варианта программы 6.1. определяется особыми образовательными

потребностями (ООП) обучающихся с НОДА, которые, в первую очередь, связаны с
проявлениями моторного дефицита. Эти нарушения влияют на специфику построения
учебного процесса, в том числе и на особенности структурирования и содержания
образования.
По варианту 6.1. рекомендовано обучение обучающихся с двигательными
нарушениями разной степени выраженности (от легких до тяжелых нарушений
двигательных функций), имеющих нормальное интеллектуальное развитие. У них могут
выявляться недостатки устной речи: от легких до выраженных нарушений
звукопроизношения. У обучающихся этой группы отсутствуют выраженные
сопутствующие нарушения зрения и слуха.
Особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся с НОДА на этапе
обучения на уровне основного общего образования могут проявляться в виде сниженной
работоспособности, ее мерцательного характера и астенических проявлений.
Особые образовательные потребности обучающихся, которые осваивают
вариант 6.1., определяются имеющимися двигательными нарушениями и влияют на логику
построения учебного процесса. Они находят свое отражение в структуре и содержании
образования.
Особые образовательные потребности обучающихся по варианту 6.1.:

использование специальных средств обучения (специализированных
компьютерных и ассистивных технологий при наличии нарушения манипулятивных
функций, голосовых синтезаторов речи при выраженных нарушениях устной речи);

максимальная индивидуализация процесса обучения;

реализация программы коррекционной работы психолога, логопеда, помощь
тьютора или ассистента при необходимости;

реализация физического воспитания по программе «Адаптивная
физкультура»;

обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды в любой образовательной организации, где обучаются
обучающиеся с НОДА

создание безбарьерной среды, обеспечение индивидуально адаптированным
рабочим местом.

психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских
отношений с родителями.
Учет особенностей и возможностей, обучающихся реализуется через
образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков,
пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание
учебных и коррекционных занятий).
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования обучающихся с НОДА (вариант 6.1.) содержательно совпадает с основной
образовательной программой основного общего образования. Вариант 6.1. реализуется в те
же сроки, что и программа основного общего образования для нормативных обучающихся,
в течение 5-ти лет.
1.2 Планируемые результаты освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с НОДА по своей структуре и
характеристикам соответствуют планируемым результатам ООП ООО. Ожидаемые
результаты важны для решения двух задач. Они необходимы для разработки программ по
всем учебным предметам, коррекционных программ, программы воспитания, для подбора
и разработки учебно-методической литературы. Вторая задача планируемых результатов
заключается в том, что они являются основой для разработки системы оценки результатов.

Планируемые результаты учитываются как в процессе промежуточной аттестации
обучающихся с НОДА, так и в процессе государственной итоговой аттестации
выпускников.
Планируемые результаты для обучающихся с НОДА реализуются так же, как и для
нормативно развивающихся сверстников, через систему овладения учебными действиями:
регулятивными, коммуникативными, познавательными. Система учебных действий
формируется у обучающихся с НОДА с учетом индивидуальных и специфических
особенностей их развития.
Выделяется три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные,
предметные. Каждая учебная программа включает указанные группы результатов, которые
должны обеспечить развитие личности обучающихся с НОДА и их способностей с учетом
индивидуальных особенностей развития данной категории лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Все планируемые результаты опираются на ведущие целевые
установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в
развитие личности обучающихся, их способностей. Оценка достижений личностных и
метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия (УУД),
обязательно осуществляется с учетом особенностей двигательного, речевого и
психического развития обучающихся с НОДА.
В адаптированной программе для обучающихся с НОДА определены личностные,
метапредметные и предметные результаты по всем предметным областям. В основе
достижения планируемых результатов обучающимися с НОДА заложен уровневый подход:
определяется актуальный уровень их развития и зона ближайших достижений. Это
позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающихся,
определять динамическую картину их развития, стимулировать обучающихся с НОДА к
наиболее высоким результатам освоения адаптированной основной образовательной
программы. Личностные результаты должны максимально обеспечить социализацию
обучающихся с НОДА с учетом их образовательных потребностей, формируя у них
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции.
Личностные результаты напрямую связаны как с предметными результатами, так и с
результатами освоения программы коррекционной работы.
При реализации варианта программы 6.1. обучающие с НОДА могут осваивать
программу как на базовом уровне, так и на углубленном уровне по отдельным предметам.
Это зависит от индивидуальных особенностей обучающихся, которые необходимо
учитывать в образовательном процессе.
Личностные результаты по своему содержанию в основном совпадают с
личностными результатами, представленными в Примерной программе основного общего
образования. Учитывая специфические особенности личностного развития обучающихся с
НОДА, необходимо их расширить жизненными компетенциями, которые без специального
обучения не формируются у данного контингента обучающихся. К жизненным
компетенциям, необходимым для повышения качества жизни лиц с НОДА, можно отнести
следующие:

сформированность навыков пространственной и социально-бытовой
ориентировки, мобильность;

сформированность реальных представлений о собственных возможностях и
ограничениях здоровья, о необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в
коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания
специальных условий для пребывания в образовательной организации, сообщать о своих
нуждах и правах в образовательной организации;

сформированность социально-бытовых умений, необходимых в рутинной
жизни (самостоятельное посещение туалета, организация рабочего места, переодевание на
урок физкультуры и т. д.), насколько это возможно в каждом индивидуальном случае
развития обучающегося с НОДА;


сформированность умения обращаться с просьбой к окружающим, особенно
в ситуации, когда обучающийся с НОДА лишен возможности себя самостоятельно
обслуживать, поддержать разговор, корректно выразить отказ, сочувствие, благодарность,
использовать разные варианты коммуникации для решения какой-либо проблемной
ситуации;

сформированность осмысленных представлений о реальной картине мира
(соблюдение правил безопасности жизнедеятельности, уточнение, расширение,
упорядочивание представлений об окружающем природном и социальном мире и др.);

сформированность умения самостоятельно и безопасно передвигаться в
знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

сформированность дифференцированных и осмысленных согласно возрасту
представлений о социальном окружении, ценностях и социальных ролях (знание правил и
норм общественного поведения, использование их, умение оценивать свое социальное
окружение, умение использовать принятые в обществе социальные ритуалы и др.).
Личностные результаты должны максимально обеспечить социализацию
обучающихся с НОДА с учетом их образовательных потребностей, формируя у них
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции. Уровень
достижения личностных результатов напрямую связан не только с метапредметными и
предметными результатами, но и с результатами программы коррекционной работы.
Межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные) в совокупности образуют метапредметные результаты
освоения адаптированной основной образовательной программы. Необходимо достичь
такого уровня их развития, чтобы обучающиеся с НОДА могли использовать УУД в
познавательной, учебной и социальной деятельности, могли самостоятельно планировать и
осуществлять разные виды деятельности и организовывать взаимодействие с педагогами и
сверстниками для решения различных учебных и жизненных задач.
Формируемые межпредметные понятия и универсальные учебные действия по
своему содержанию и структуре совпадают с теми же понятиями и действиями, которые
описаны в Примерной основной образовательной программе. Поэтому, планируя
метапредметные результаты, необходимо в первую очередь опираться на представленные
в программе материалы. Однако, при формировании коммуникативных учебных действий
необходимо учитывать специфику речевого развития обучающихся с НОДА. У части
обучающихся речь мало разборчивая, поэтому устная речь как инструмент коммуникации
ими практически не используется. Как правило, такие обучающиеся для коммуникации с
окружающими используют средства альтернативной и/или дополнительной коммуникацию
в разных ее вариантах. Необходимо помнить, что при формировании коммуникативных
действий у обучающихся с такими речевыми трудностями необходимо сначала
сформировать умение выражать различные виды просьб (просьбы о предметах, просьбы о
действиях, просьбы об информации и др.). Для выражения своего эмоционального
отношения к тем или иным поступкам окружающих людей, обучающимся с НОДА
необходимо овладеть командными символами. Данные символы позволят регулировать
свое поведение и поведение других в ситуациях взаимодействия. Для обучающихся важно
освоить сигнальные символы, обозначающие начало и окончание какого-либо события,
научиться соблюдать коммуникационную дистанцию с учетом соблюдения социальных
ролей. На основе данных базовых коммуникативных умений в ситуации отсутствия речи
или ее малой разборчивости у обучающихся с НОДА возможно дальнейшее развитие у них
коммуникативных действий через использование дополнительной альтернативной
коммуникации на этапе основного общего образования согласно тем требованиям, которые
представлены в программе для нормативно развивающихся обучающихся.
При формировании познавательных и регулятивных познавательных действий
необходимо учитывать специфику психического и личностного развития обучающихся с
НОДА.

1.3 Система оценки достижения планируемых результатов адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования
Достижения планируемых результатов освоения образовательных программ
обучающимися с НОДА необходимо оценивать на протяжении всего периода обучения в
образовательной организации с учетом их особых образовательных потребностей. Система
их оценки структурно соответствует системе оценки результатов, представленной в ПООП
ООО. Эта система строится на основе системно-деятельностного, уровневого и
комплексного подходов с учетом возможностей и особенностей моторики, а также других
сопутствующих нарушений лиц данной категории.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
проявляется в оценке способности обучающихся с НОДА к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач с учетом их особых образовательных
потребностей.
Уровневый подход позволяет зафиксировать разные уровни достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов (от базового до повышенного), с учетом
индивидуальных возможностей, обучающихся с двигательными нарушениями. Овладение
базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения
последующего материала обучающимися с НОДА.
Комплексный подход заключается в оценке трех групп результатов: предметных,
личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий), использования комплекса оценочных процедур
(стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для
итоговой оценки; использования контекстной информации (об особенностях обучающихся
с двигательными нарушениями, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации
полученных результатов в целях управления качеством образования; использования
разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга
(стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ,
самооценки, наблюдения и др.) с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных
нарушений у обучающихся данной категории.
Для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы рекомендуется использовать:
− тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями,
умениями и навыками по этапам обучения с учетом развития двигательных и речевых
навыков;
− тематические текущие и годовые проверочные задания по основным
предметам на протяжении всего периода обучения;
− срезовые задания, выявляющие жизненные потребности и интересы
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
−
итоговые задания;
− анкеты для преподавателей и специалистов сопровождения, родителей,
позволяющие оценивать продвижение обучающихся в интеллектуальном, речевом и
двигательном развитии и выявлять трудности в овладении учебным материалом и
особенности их поведения.
Выбор форм, методов и моделей заданий определяется особенностями предмета,
особенностями контрольно-оценочной деятельности учителя, а также особенностями
психофизического развития и имеющихся ограничений у обучающихся с НОДА.
Для более адекватной оценки достижения планируемых результатов у обучающихся
с НОДА необходимо учитывать такие индивидуальные особенности их развития, как:
уровень двигательного развития, функциональные возможности рук, уровень владения
устной экспрессивной речью, уровень развития работоспособности (истощаемость

центральной нервной системы и т. д.). Исходя из этого, педагогу следует создать
специальные условия проведения оценки результатов освоения ПАООП ООО для
обучающихся с НОДА, а именно:
− специально организованную среду и рабочее место в соответствии с
особенностями ограничений здоровья обучающегося с НОДА;
− сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА в соответствии с
особенностями психофизического развития и имеющихся ограничений, обучающихся с
НОДА (при необходимости);
−
использование ассистивных средств и технологий;
−
увеличение времени на выполнение заданий;
− возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения и т. д.
При выполнении контрольных и самостоятельных работ в случаи наличия у
обучающегося объективных ограничений (сниженная работоспособность, ограничения
функциональных возможностей рук) возможно увеличение времени выполнения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа формирования универсальных учебных действий АООП ООО,
обучающихся с НОДА (вар.6.1) (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП
ООО МБОУ Устюжской СОШ: https://ustyug.krskschool.ru/
2.2 Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-

развивающей области и курсов внеурочной деятельности
Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
соответствуют ООП ООО МБОУ Устюжской СОШ: https://ustyug.krskschool.ru/
2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

воспитания обучающихся в МБОУ Устюжской СОШ
Программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания
обучающихся
соответствует ООП ООО МБОУ Устюжской СОШ: https://ustyug.krskschool.ru/
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни соответствует ООП ООО МБОУ Устюжской СОШ: https://ustyug.krskschool.ru/
2.5 Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО, обучающимися с НОДА. Программа
разработана в соответствии с требованиями:

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ,

СанПиНами 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.10.2010 № 189 (с изм. От 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программа
для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющая учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с НОДА.
Коррекционно-развивающие курсы в Программе коррекционной работы АООП
ООО, обучающих с НОДА вариант реализуются в виде коррекционно-развивающих
занятий по трем направлениям:
−
Логопедические занятия (по рекомендации ПМПК).
−
Занятия с психологом (по рекомендации ПМПК).
− Специальные коррекционные занятия по предметам, направленные на
ликвидацию пробелов в знаниях.
Необходимость индивидуальных логопедических занятий обусловлена тем, что у
существенной части обучающихся с НОДА отмечаются рече-двигательные нарушения,
обуславливающие недостаточную разборчивость речи, что приводит к коммуникативным
затруднениям и мешает освоению ПАООП. У небольшой части обучающихся с НОДА
может отмечаться распад речи (афазия) как следствие травмы головного мозга или
текущего неврологического заболевания. Логопедические занятия организовываются в
соответствии с рекомендацией ПМПК. Содержание и срок реализации Программы
индивидуальной коррекционной работы (логопедические занятия) зависят от структуры и
тяжести речевого нарушения. Требования к результатам освоения Программы
определяются индивидуально для каждого обучающегося.
Необходимость индивидуальных и подгрупповых занятий с психологом
обусловлена тем, что у обучающихся с НОДА в подростковом возрасте часто возникают
негативные переживания, связанные с осознанием имеющегося нарушения и ограничением
жизнедеятельности. Эти переживания приводят к реакциям пассивного и активного
протеста, невротическим реакциям, декомпенсациям акцентуаций характера. У части
обучающихся формируется неадекватная самооценка, что становится источником
нереальных профессиональных намерений. Эти негативные проявления в формировании
личности обучающихся с НОДА должны быть скорректированы в ходе занятий с
психологом. Занятия с психологом организуются в соответствии с рекомендацией ПМПК.
Содержание и срок реализации Программы индивидуальной коррекционной работы с
психологом зависят от особенностей и тяжести проявлений личностной декомпенсации.
Требования к результатам освоения Программы определяются индивидуально для каждого
обучающегося.
Необходимость специальных коррекционных занятий по предметам, направленных
на ликвидацию пробелов в знаниях, вызвана тем, что у обучающихся с НОДА пробелы в
знаниях обусловлены дефицитом отдельных когнитивных функций, в первую очередь
недостаточной сформированностью пространственных представлений, что выявляется при
обследовании с помощью сенсибилизированых проб. Этот дефицит сохраняется у части
обучающихся в подростковом и юношеском возрасте и вызывает затруднения в овладении
геометрическим понятиями, знаниями по отдельным темам предметной области
«Естественнонаучные предметы», при работе с картами (особенно контурными), при
овладении программными материалом по предметам «Изобразительное искусство»
«Технология».
Программа коррекционно-развивающих занятий разрабатывается, исходя из
трудностей, которые испытывают обучающиеся с НОДА. Занятия проводятся с
использованием
специальных
методов
коррекционно-развивающего
обучения,
индивидуально или малыми группами. Группы комплектуются из обучающихся с

двигательными нарушениями, испытывающих сходные трудности.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на преодоление
трудностей, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в обучении и
воспитании, оказание им помощи в освоении программы основного общего образования.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

Предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в
развитии, затрудняющих образование и социализацию учащегося,

Исправление нарушений психофизического развития медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами,

Формирование у учащихся средств дефицитарных психомоторных функций,
не поддающихся исправлению,

Формирование способов познавательной деятельности, позволяющих
учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
Комплексная абилитация учащихся с НОДА предусматривает медицинское
воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной
физической культуры, логопедическую работу и психологическую коррекцию.

2.5.1 Коррекционная работа логопеда
Необходимость логопедической работы с обучающимися с НОДА обусловлена тем,
что:


У большинства обучающихся с НОДА отмечаются дизартрические

(речедвигательные) нарушения различной степени тяжести (чаще стертая дизартрия); они
обуславливают недостаточную разборчивость речи, что может приводить к
коммуникативным затруднениям.

У многих обучающихся наблюдается недоразвитие устной речи, имеют место
недостатки связной речи.

Часто у обучающихся отмечаются дислексия и дисграфия, они испытывают
трудности в овладении навыками чтения и письма.
У обучающихся с НОДА не наблюдается четкой взаимосвязи между тяжестью
двигательных, психических и речевых нарушений.
В структуре программы коррекционно-логопедической работы в варианте 6.1.
(основное образование) для обучающихся с НОДА выделяются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков.

Формирование новых форм общения, соответствующих среднему школьному
возрасту. Развитие и тренировка различных коммуникативных умений.

Формирование умения решать актуальные образовательные и житейские
задачи, используя различные виды коммуникации как средства достижения цели.

Развитие вербальной (устной) коммуникации. Развитие способности к
словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и коммуникативным
потребностям обучающихся.
2. Коррекция нарушений речи.

Развитие лексико-грамматических навыков экспрессивной речи и коррекция
ее нарушений. Развитие связной речи.

Улучшение общей разборчивости речевого высказывания:

формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки,
автоматизации и дифференциации звуков речи;

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие
артикуляционной моторики (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления
двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пареза, гиперкинезов, атаксии);

развитие речевого дыхания, голоса и просодики; формирование силы,
продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; формирование
синхронности речевого дыхания, голоса и артикуляции.
3. Коррекция нарушений чтения и письма.

Совершенствование навыков осмысленного чтения и письма.

Развитие умения анализировать слова и предложения на лексикограмматическом и синтаксическом уровне.

Развитие зрительно-пространственных функций и коррекция их нарушений.

Совершенствование двигательного навыка письма. Развитие динамических
моторных функций.
Перечень и содержание направлений коррекционной работы логопеда
В содержание профессиональной деятельности логопеда входит диагностическая,
коррекционно-развивающая,
организационно-методическая,
консультативнопросветительская работа.
1. Диагностическое направление логопедической работы включает в себя
углубленное изучение обучающегося с НОДА, выявление индивидуальных особенностей
речевого развития. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне
речевого развития обучающегося с НОДА, о сформированности коммуникативных навыков.
Оно позволяет сформулировать основные направления, содержание и методы
коррекционно-логопедической работы с обучающимися с НОДА. В процессе
осуществления логопедической помощи обучающемуся предусматривается промежуточное
логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуальноориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать
внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития обучающегося (как в устной,
так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное
логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и
выявляющее их сформированность. Логопеду в каждом случае очень важно выявить

ведущую структуру и механизм нарушения для разработки дифференцированных
коррекционно-логопедических мероприятий.
2. Коррекционно-развивающее направление логопедической работы включает в
себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей
развития обучающихся, структуры речевого дефекта. Содержание коррекционнологопедических занятий определяется логопедом в зависимости от структуры речевых и
двигательных нарушений каждого обучающегося.
В содержание данного направления входят следующие аспекты:

выбор оптимальных для развития обучающегося с НОДА методик и приемов
логопедической работы в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных
навыков обучающихся с НОДА.
Особенностью
логопедической
работы
является
строгое
соблюдение
ортопедического режима во время проведения логопедических занятий. Логопед должен
постоянно следить за осанкой обучающегося, правильным положением конечностей. При
возникновении нежелательных патологических двигательных реакций логопед
способствует их преодолению путем пассивно-активных движений.
При проведении коррекционно-логопедических занятий необходима широкая опора
на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую), способствующие
развитию межанализаторных связей. Это особенно важно в работе над коррекцией
нарушений звукопроизношения, которая обязательно проводится перед зеркалом.
Наибольшую специфику имеет логопедическая работа по совершенствованию
звукопроизношения и коррекции нарушений произносительной стороны речи у
обучающихся с церебральным параличом. При совершенствовании произносительной
стороны
речи
используются
дифференцированный
логопедический
массаж
(расслабляющий и стимулирующий), пассивная и активная артикуляционная гимнастика,
дыхательная гимнастика, голосовые упражнения. При проведении дыхательной гимнастики
предусматривается включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища
и конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих упражнений подбираются
индивидуально в зависимости от двигательных и речевых возможностей обучающихся.
Голосовые упражнения направлены на формирование у обучающихся произвольного
изменения силы, тембра голоса, длительности звучания, тренировку голоса в произнесении
различного речевого материала.
3. Организационно-методическое направление работы логопеда заключается в
разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ,
подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации.
На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед ведет
следующую документацию:

журнал регистрации обследованных обучающихся;

речевая карта на каждого обучающегося с НОДА, имеющего речевые
нарушения;

перспективный план работы с обучающимся (на месяц, четверть, год);

индивидуальные тетради на каждого обучающегося;

дневник наблюдений за речевой динамикой обучающихся;

журнал посещаемости логопедических индивидуальных и групповых
занятий;

план консультативно-методической работы с учителями;

план работы с родителями;

годовой отчет о результатах работы.
Логопед готовит необходимые для занятий дидактические и методические пособия и
применяет эти пособия с учетом речевых, двигательных и познавательных возможностей
обучающихся, обращая особое внимание на нарушения зрительно-моторной координации
и пространственные нарушения.
4. Консультативно-просветительское направление работы включает:


индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого
развития и коммуникации обучающихся, формирования психолого-педагогической
компетентности родителей (или законных представителей), задействованных в
инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений
нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у обучающихся;

консультирование педагогов и других участников образовательного процесса
по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды,
возникающим проблемам, связанным с обучением обучающегося с НОДА в процессе
реализации инклюзивной практики.
Логопед дает рекомендации по включению коррекционных компонентов в различные
формы образовательного процесса.
2.5.2 Программа коррекционной работы психолога
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в
популяции) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в
развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и
могут иметь разную степень выраженности.
Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень
выраженности (тяжелые, средней тяжести, легкие).
Группа обучающихся по варианту 6.1. – это обучающиеся с нарушениями функций
опорно-двигательного
аппарата
различного
этиопатогенеза,
передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное
психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих
обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни, что требует организации психологической помощи значительной части
обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут
выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести. На
этом возрастном этапе недостатки произносительной стороны речи обычно не
препятствуют освоению образовательной программы, но в некоторых случаях по решению
ПМПК обучающимся могут быть рекомендованы занятия с логопедом, особенно в случаях
прогрессирования основного заболевания.
На уровне основного общего образования продолжают обучение обучающиеся с
НОДА, успешно завершившие начальное общее образование по ПАООП (вариант 6.1., 6.2.).
Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе
характеризуется:

недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире;

нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических
процессов;

недостаточным уровнем развития внимания;

снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным
характером памяти.
Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются
низкой мотивацией достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно
заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной
привязанностью к родителям.
Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к
формированию ряда особенностей затрудняющих обучение и социальную адаптацию.
Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия
определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность,
регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом возрасте начинают
проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания.

Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога
В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом
усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных
психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются
индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.
В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними
проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в
образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений
личностного развития.
В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу
эмоционального отвержения, требуется работа психолога по оптимизации внутрисемейных
отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье.
В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со
здоровыми сверстниками требуется работа психолога по коррекции межличностных
отношений.
Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных
и личностных нарушений у обучающихся с НОДА.
Задачи коррекционной работы психолога:
1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности,
межличностных отношений, профессиональных склонностей и намерений.
2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных
особенностей личности.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
6. Участие в профориентационной работе.
7. Психологическая подготовка к ГИА.
Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога
1. Диагностическая деятельность психолога.
В задачи психолого-педагогического исследования обучающихся с двигательными
нарушениями входит выявление особенностей развития познавательной деятельности с
оценкой потенциальных возможностей интеллектуального развития и определения
основных направлений коррекционно-педагогического воздействия. С этой целью
изучается состояние сенсорных функций /зрительного и слухового восприятия/, понимание
речи, исследуются особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и психической
деятельности обучающегося.
После проведенного обследования составляется заключение, где отмечаются
особенности познавательной деятельности, развитие речи, а именно, что обучающийся
знает, что может делать сам, какие формы деятельности превалируют (конструирование,
игра, рассматривание, беседа и т. д.). Изучаются особенности психической деятельности,
мышления, эмоционально-волевой сферы, объем внимания и его устойчивость,
тормозимость, импульсивность и инертность психической деятельности, активность и
самостоятельность, настойчивость в действиях, ведущая направленность интересов.
Указывается степень влияния этих факторов на характер мыслительных процессов.
2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных
процессов.
На основании анализа результатов диагностики особенностей развития психолог
определяет потребность обучающегося с НОДА в психокоррекционной работе по
совершенствованию когнитивных процессов. У большинства обучающихся нарушения
когнитивных процессов были компенсированы в ходе подготовки к школе или в период
получения начального общего образования. Однако у некоторых их них могут выявляться
нарушения высших психических функций, затрудняющих овладением учебным
материалом и требующих коррекционного воздействия. Для обучающихся по варианту 6.1.
такими нарушениями являются истощаемость психических процессов, колебания
умственной работоспособности и внимания. Эти нарушения проявляются постоянно, носят
стойкий характер, отражают физическое и психическое состояние обучающегося с НОДА.

Диагностировав эти особенности, психолог разрабатывает рекомендации для учителя,
который учитывает данные состояния в учебном процессе. Реже встречаются нарушения
пространственно-временных представлений, наглядно-действенного мышления. В этих
случаях психолог разрабатывает программу коррекционной работы. Содержание
программы, сроки ее реализации, результаты ее освоения определяются индивидуально.
Программа реализуется в виде индивидуальных коррекционных занятий за счёт часов
внеурочной деятельности.
3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности.
Особенности личностного развития лиц с НОДА обусловлены двумя основными
факторами: переживанием своего состояния в связи с имеющимися двигательными
нарушениями; особенностями семейного воспитания по типу гиперопеки, реже –
эмоционального отвержения больного ребенка. Психолог, диагностировав высокий
уровень тревожности, низкую или компенсаторно-завышенную самооценку, высокий
уровень невротизации, риск декомпенсации акцентуации характера и (или) другие
негативные личностные проявления, разрабатывает программу коррекционной работы для
обучающихся, определяет формы и сроки ее реализации, планирует результаты освоения
программы. Программа реализуется в виде индивидуальных коррекционных занятий за
счёт часов внеурочной деятельности.
4. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
Основные направления в работе психолога с семьей обучающегося с НОДА
представляются следующими:
* гармонизация семейных взаимоотношений;
* установление правильных детско-родительских отношений;
* помощь в адекватной оценке физических и психологических возможностей своего
ребенка;
* обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенная
тренировка, элементы игротерапии, сказкотерапии, игровые занятия по развитию
психических функций и т. п.).
Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после
исследования семьи, бесед с родителями и обучающимся, психодиагностических
исследований. Соответственно, и сама работа может строиться в моделях психологического
консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя такое разделение
является относительным).
Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом, и его
профессиональной подготовки. Это могут быть родительские клубы, систематические
групповые занятия и индивидуальная работа с матерью или отцом.
Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, драматизации, родительские
сочинения и другие методы могут быть использованы для работы с семьей. Конкретные
приемы коррекционной работы, представлены в исследовании В.В. Ткачевой и И.Ю.
Левченко.
5. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
Важным направлением
деятельности психолога является психологическое
консультирование участников образовательного процесса – учителей, тьюторов, родителей
и др. Это консультирование осуществляется по итогам диагностического этапа.
Участникам образовательного процесса предоставляются сведения об индивидуальных
особенностях обучающихся с НОДА и даются рекомендации. Рекомендации направлены на
учет выявленных особенностей в образовательном процессе, профилактику и коррекцию
нарушений. Особую значимость эти рекомендации имеют для учителей, так как учителя
часто не знают особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, в частности, с НОДА, не владеют приемами коррекционной работы.
6. Участие психолога в профориентационной работе.
Профориентационную работу с обучающимися с НОДА необходимо осуществлять
с начала обучения на уровне основного общего образования. Конкретное содержание

работы зависит от многих факторов и определяется по результатам диагностики. Работу по
профориентации и профконсультированию психолог ведет совместно с классным
руководителем. Обучающийся с НОДА в среде здоровых сверстников должен быть
включён в профориентационные мероприятия совместно с ними. Однако для него
необходимо организовать дополнительную профориентационную работу. Основной
задачей психолога в структуре этой работы является коррекция неадекватных
профессиональных намерений, которые отмечаются у большинства обучающихся с НОДА,
и препятствуют профессиональному выбору.
Система работы предусматривает два этапа.
На подготовительном этапе создается примерный перечень профессий,
рекомендованных каждому обучающемуся с учетом его профессиональных склонностей и
функциональных возможностей.
Основной этап психокоррекционной работы строится по типу занятий интенсивного
общения в группах социально-психологического тренинга. Работа проводится в виде
групповых занятий 2 раза в неделю по 45 мин. - 1ч.
Реализация этого этапа возможна на любом году обучения, но особенно важно
включить эту деятельность психолога в программу коррекционной работы в последние
годы обучения на уровне основного общего образования для подготовки к адекватному
профессиональному выбору после ее окончания.
Участвуя в групповых занятиях, подростки часто впервые осознают, что другие
участники группы имеют аналогичные проблемы, связанные с профессиональным
будущим; кроме того, совершенствуются навыки общения, расширяется и сам круг
общения.
Профориентационная работа психолога с обучающимися обязательно должна
сочетаться с работой с родителями по оптимизации родительских позиций в отношении
профессионального будущего их детей.
7. Психологическая помощь при подготовке к ГИА.
Выпускники с НОДА при подготовке к ГИА испытывают когнитивные,
личностные, процессуальные трудности. Это обусловлено особенностями развития
обучающихся с двигательными нарушениями.
Для преодоления трудностей необходимо:

помогать выпускнику осваивать навыки работы с экзаменационными
материалами;

помогать выпускнику в выработке индивидуальной стратегии сдачи экзамена.
Работа по преодолению личностных трудностей заключается в проведении занятий
по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.
Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение
экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр,
памяток для выпускников, родителей.
На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы
психологической поддержки:
•
классные часы, мини-лекции, беседы с выпускниками об условиях
эффективной подготовки к экзаменам: соблюдение режима сна и бодрствования, питания,
организация рабочего пространства и т. д.;
•
групповые психологические занятия для различных категорий обучающихся;
•
индивидуальные консультации для выпускников;
•
разработка рекомендаций для выпускников и их родителей.
Рекомендации могут быть представлены как в устной (на родительских собраниях,
классных часах, во время консультаций), так и в письменной форме (в виде памяток,
стендовой информации, информации на сайте образовательной организации).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП ООО
Учебный план АООП ООО для обучающихся с НОДА (вар.6.1) обязательные предметные
области учебного плана учебные предметы соответствуют ООП ООО МБОУ Устюжской
СОШ.
МБОУ Устюжская средняя общеобразовательная школа
Учебный план на 2023 – 2024 учебный год
для обучающегося с НОДА (вариант 6.1)
Ушачева Евгения Николаевича, 5 класс
Предметные
области

Общее
количе
ство
часов в
неделю

Учебные
предметы

Количе
ство
часов в
год

Формы
промежуточ
ной
аттестации

Русский язык и
литература

Обязательная часть
Русский язык
5
Литература
3

170
102

КД
Т

Иностранный язык

Иностранный язык

3

102

ГО

Математика и
информатика
Общественнонаучные
предметы

Математика

5

170

ИКР

История

2

68

ИП

География

1

34

ГО

Биология

1

68

Т

1
1

34
34

ГО
ГО

Технология
Физическая культура

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

Основы духовнонравственной культуры
народов России

Основы духовнонравственной культуры
народов России

2
2
1

68
68
34

ТР
З
ГО

Естественнонаучные
предметы
Искусство

Всего:
27
918
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Занимательная математика
1
Секреты русского языка
1
Коррекционно-развивающая работа:
Другие направления внеурочной деятельности:
Разговоры о важном
1
Путешествие в мир профессий
1
Читательская грамотность
1
Спортивные игры
1

34
34

34
34
34
34

ГО
ГО

Всего:
Итого:
Всего к финансированию

6
33

238
1122

33

1122

3.2 План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП ООО для обучающихся с НОДА
разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:

ФЗ,

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-


СанПиНами 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ОТ
29.12.2010 № 189 (С ИЗМ. ОТ 29.06.2011, 25.12.2013,24.11.2015),

СанПиНами 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства просвещения
и науки РФ от 31.05.2021 № 287 (ред. 18.07.2022).
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП основного общего образования и обеспечивает
реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов организуется в объеме не
менее 10 часов в неделю по следующим направлениям:

Спортивно- оздоровительные

Общекультурные

Общеинтеллектуальные

Духовно- нравственные

Социальные
План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с
НОДА (кроме коррекционно-развивающей области) соответствует ООП ООО Гимназии 6.
Коррекционно- развивающая область поддерживает процесс освоения содержания
АООП ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы,
отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на
внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяются на основе рекомендации
городской ПМПК и ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область, не учитываются при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (не менее 5 часов в неделю), составляет не менее 910 часов за 5 лет
обучения.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая
коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации, названия,
количества часов на каждый класс на текущий учебный год определяет Гимназия.
Календарный учебный график

Календарный учебный график
муниципального бюджетного образовательного учреждения
Устюжской средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза Бородавкина И.С.
на 2023 – 2024 учебный год
1. Даты начала и окончания учебного года:
Начало учебного года
– 01.09.2023 г.
Окончание учебного года – 24.05.2024 г.
Продолжительность учебного года:
1 класс – 33 недели;
2 – 11 класс – 34 недели;
9,11 классы – 34 недели (без учета экзаменационного периода)
2. Продолжительность учебного года, четвертей. Сроки и продолжительность каникул:
1 –11 классы – 5-ти дневная учебная неделя.
классы
дата
начало четверти
окончание четверти
1-11
01.09.2023
27.10.2023 (8 недель)
I четверть
Осенние каникулы

1-11

28.10.2023

05.11.2023 (9 дней)

II четверть
Зимние
каникулы
III четверть

1-11

06.11.2023

29.12.2023 (8 недель)

1-11
1-11

30.12.2023
08.01.2024

07.12.2023 (9 дней)
22.03.2024 (11 недель)

Весенние каникулы

1-11

23.03.2024

31.03.2024 (9 дней)

Дополнительные
каникулы
IV четверть

1

12.02.2024 г.

18. 02.2024 г. (7 дней)

1-11

01.04.2024

24.05.2024 (8 недель)

Перенос выходных дней
В соответствии с Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2023 году" и Постановлением
Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2024 году» в 2023-2024 учебном году перенесены следующие выходные дни:

06.01. 2024 (суббота) на 10.05.2024 г. (пятница);
27.04.2024 (суббота) на 29.04.2024 г. (понедельник).
Перенос учебных дней в 2023-2024 учебном году:
1-11 классы
27.04.2024 (субботу) – за пятницу.
3.Сроки промежуточной аттестации обучающихся:
Классы
Сроки

1- 4 классы
5 - 9 классы
10-11классы

01.04.2024 по 27.04.2024
01.04.2024 по 27.04.2024
01.04.2024 по 27.04.2024

3.3. Система условий реализации АООП ООО
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов
федерального, регионального, муниципального и школьного уровня.
Разработана и реализуется мониторинг метапредметных универсальных учебных
действий (УУД) на уровне основного общего образования (данную работу проводит
педагог-психолог совместно с учителями).
Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения по учебным
предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА
в гимназии.
В школе частично создана доступная среда: для обучающегося с НОДА предусмотрен
ассистент, на мебели есть накладки.


Наверх

Учебные планы на 2023-2024 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Учебный план 1-4 классы.pdf (скачать)
Учебный план 5-9 классы.pdf (скачать)
Учебный план 10 класса.pdf (скачать)
Учебный план 11 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».