Юный эколог 2А

Структура рабочей программы по внеурочной деятельности:
1.Титульный лист.
2.Пояснительная записка.
3.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
4.Содержание курса внеурочной деятельности.
5.Тематическое планирование.
6.Информационно-методическое обеспечение.

2.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Юный эколог» составлена в соответствии
с Федеральным государственным компонентом государственного
образовательного стандарта, авторских программ начального общего
образования. Программа «Юный эколог» разработана на основе авторской
программы Н.А. Ежовой, которая рассчитана на 1 часа в неделю во 2 классе,
согласно календарно- учебному графику МБОУ Устюжской СОШ. Данная
рабочая программа будет реализована в объеме 34 часа на 2022-2023
учебный год.
В настоящее время перед обществом остро стала проблема
загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда
уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского
отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно
сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете
практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост
промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и
мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из
решений данной проблемы является воспитание «нового» человека,
становление экологической культуры личности и общества. Поэтому
экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из
важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования,
которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее
благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к
природе, начиная с первого этапа обучения.
Именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и
переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у
них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше
начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим
будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи
должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности
детей, так как внеклассная работа учащихся имеет ряд преимуществ. Здесь
учитываются интересы детей и их желания; программа внеклассной работы
не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие
возможности для организации различных видов деятельности детей и
позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и
инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и
мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был
поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового
интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети
самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления

природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе
угаснет. Необходимо заинтересовывать, привлекать учеников к
разгадыванию загадок природы, включая его в практическую деятельность во
внеурочное время.
Цель программы «Юный эколог» – формирование
экологической грамотности обучающихся начальной школы.

основ

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы
родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и
удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и
исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать
представления о природных сообществах области; формировать
представления об охраняемых территориях России и своей области.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве
следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа
жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений
по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей
местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу
экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к
универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости,
ответственности).
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о
том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его
составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому
взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет
бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней,
всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или
иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с
природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность,
формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» определена
особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее,
не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение

приобретет характер фактора выживания человечества. Особую остроту
экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна
решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в
условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Программа обусловлена её методологической нравственной значимостью.
Знания и умения, полученные в результате работы с информацией на уроках,
в старших классах
Актуальность разработанной программы продиктована также
отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной
школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной
программы с экологической направленностью для младших школьников.
Воспитывая любовь к родному краю, гордость за его историю, развиваем
гармоничную личность, чуткую к окружающей среде, людям, живым
существам.
В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках
которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде,
изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за
общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех
растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических
проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение
краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время
личностно- ориентированный, деятельностный подход.
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости
за свое село, свою Родину, формирование опыта экологически и этически
обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие
интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление
подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих
дисциплин в основной школе.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия
для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной
сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В соответствии с экологической направленностью курса программы,
особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с
природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную
ценность, и как условие, без которого невозможно существование
человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира- важнейший для нас аспект
фундаментальной идеи целостности, которая реализуется через раскрытие

разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой,
внутри живой природы, между природой и человеком.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих
принципов:
 Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты
и целостности образования;
 Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 Системность организации учебно- воспитательного процесса;
раскрытие творческих способностей ребенка и формирования у
младших школьников патриотического воспитания.

Основные формы работы
- экскурсии
- целевые прогулки
- экологические и интерактивные игры в природе
- экологические акции
- практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время
птиц изготовление кормушек
- экологические викторины
- заочное путешествие
- экологические праздники
Методы
- наблюдения и практические работы
- дидактические игры
- беседы
- работа с различными источниками краеведческой информации исследовательский метод
- экологическое моделирование
- прогнозирование и проектирование
- фиксирование результатов (дневник наблюдения)
Типы занятий
- практические
- КВНы
- встречи
- инсценирование
- экскурсии
- уроки фантазирования и открытых мыслей.

3.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к
базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе
освоения курса «Юный эколог» во 2 классе:
Личностные УУД:
Самоопределение:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 внутренняя позиция школьника на основе положительного
отношения к школе;
 принятие образа «хорошего ученика»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
 экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
 гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;





осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральных
дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
 мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная
и внешняя);
 самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
 целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
 эмпатия ,как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
 эстетические потребности, ценности и чувства;
 этические чувства, прежде всего доброжелательность и
эмоционально-нравственная отзывчивость.
Познавательные УУД:
 формулировать познавательную цель;
 формулировать проблему с помощью учителя;
 работать с разными видами информации (представленными в
текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем,
дидактических иллюстраций);
 работать с дополнительными источниками информации (другими
учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из
Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;
 работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею,
переживание); выделять информацию, заданную аспектом
рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
 использовать знаково-символические средства для решения задач;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
 синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие
компоненты;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге

явлений;
 строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД:
 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
включая осуществление предвосхищающего контроля в
сотрудничестве с учителем и сверстниками;
 понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной
учителем;
 умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
 умение организовывать свою работу;
 основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с
учителем;
 самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
 различение способа и результата действий;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя
самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание
причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:
 освоить разные формы учебной кооперации(работа вдвоем, в малой
группе, в большой группе) и разные социальные роли(ведущего и
исполнителя);
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
 или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
 выразительно читать и пересказывать текст;
 задавать и уточнять вопросы;
 понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и
уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или
аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь
корректно критиковать альтернативную позицию;
 использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения
собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые
модели и схемы).
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

 умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
 способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
в ситуации конфликта интересов;
 взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
4.Содержание курса внеурочной деятельности.
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении
наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом
учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле».
Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров
разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость
разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы
увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество
растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение.
Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые
растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных
в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных
видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?
(1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения
вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и
растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского
края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения
кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под
крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о
жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие
(перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина
загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной
книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к
жителям села (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих
питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация –
декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина
«Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки,
собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
(1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной
литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и
бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)
Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах
перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая
работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные,
суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по
внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о
видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
(1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения
их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых
растений на ленту клейстером, приготовленным из пшеничной муки.
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём.
Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива
(1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы
(по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в
группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об
основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки.
Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Структура курса
№

Название блоков

1
2
3
4
5
6

Введение
Среда обитания
Жизнь животных
Реки и озера
Человек и животные
Сельскохозяйственный труд
Итого:

Количество
часов
1
6
4
8
8
7
34

5.Тематическое планирование.
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
№
занятия

Тема занятия

Количество
часов
Дата

Введение (1час)

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

1. Среда обитания (6 часов)

4

2

Времена года на Земле

1

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой
и живой природе

1

4

Изменения окружающей среды

1

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном
участке»

1

6

Условия жизни растений

1

7

Разнообразие животных, условия их жизни

1

2. Жизнь животных ( 4часа)

2

8

Динозавры – вымерший вид животных

1

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

10

Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?»

1

11

Красная книга – способ защиты редких видов
животных и растений

1

12

3. Реки и озера (8 часов)
Реки и озера

5
1

13

Получение кислорода под водой

1

14

Пресноводные животные и растения

1

15

Жизнь у рек и озер

1

16

Экологический проект « Человек и его деятельность
– причина загрязнения водоемов»

1

17

Околоводные птицы

1

18

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1

1

Акция « Сохраним первоцвет!»

1

4. Человек и животные ( 8 часов)

5

20

Жизнь среди людей

1

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

22

Домашние животные

1

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

24

Уход за домашними животными

1

25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого
приручил».

1

26

Люди и паразиты

1

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

5. Сельскохозяйственный труд (7часов)

4

28

Почва

1

29

Семена овощных и декоративных культур

1

30

Заботы хлебороба весной

1

31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных 1
растений

32

Подготовка почвы на пришкольном участке

1

33

Высадка рассады на участке. Составление графика
полива

1

34

Декоративные растения

1

19

Итого:

34 часа

6.Информационно-методическое обеспечение.
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.
Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики
Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.:
Просвещение, 2015.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,
2016.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2016.


Наверх

Учебные планы на 2023-2024 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Учебный план 1-4 классы.pdf (скачать)
Учебный план 5-9 классы.pdf (скачать)
Учебный план 10 класса.pdf (скачать)
Учебный план 11 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».