1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочей программе (учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности по начальному и основному общему образованию ФГОС) учителя. Протокол педсовета №1 от 30.08.2022, Приказ от 01.09.2022г. ООП НОО МБОУ Устюжская СОШ Пр. №01 – 05 – 169 от 02 .09.2022 г . Рабочая программа составлена для 4 класса Устюжской общеобразовательной школы к предметной линии УМК «Школа России». Курс «Эрудит» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 2 – 4 классов. Цель: развитие познавательных способностей и познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления, овладение учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными). Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; - развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; - развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности; - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; - формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. УМК 1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (детей 9 – 10 лет) /Методическое пособие, 4 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд., перераб., - М.:Росткнига, 2021. – 270 с. Учебники: 2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (детей 9 – 10 лет) / 3. Рабочие тетради: в 2-х частях, часть 1/ О.Холодова. – 7-е издание, перераб., М.:РОСТкнига, 2021. – 56 с. 2. Планируемые результаты усвоения учебного предмета Личностными результатами - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатамиизучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного. - совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. — описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; 3. Содержание программ учебного предмета (34 ч) Задания повышенной сложности (5 ч) Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки. Логически-поисковые задания (5 ч) В 4 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Тренировка внимания (5 ч) Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Тренировка слуховой памяти (5 ч) Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. Тренировка зрительной памяти (5 ч) Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. Поиск закономерностей (5 ч) В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч) 4. Тематическое планирование. Количество часов за год: 34 часа Количество часов в неделю: 1 час Распределение часов учебного плана по предметам и формам организации занятий предмет Развитие познавательных способностей Общее кол – во часов Урочная форма занятий Внеурочная форма занятий 1 - 1 -. Наименование разделов и тем 4 класс: Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Количество часов 5ч 5ч 5ч 5ч 5ч 5ч 4ч Календарно-тематическое планирование № п 1 да та фа кт 05. 09 05. 09 12. 09 12. 09 19. 09 19. 09 26. 09 26. 09 03. 10 03. 10 2 3 4 5 Развиваемые способности Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Планируемые результаты Предметные - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой Развитие предметы, явления; концентрации -обобщать, делать несложные внимания. Развитие выводы; аналитических классифицировать явления, способностей и предметы; способности -определять рассуждать. последовательность событий; Логически-поисковые -судить о противоположных задания. явлениях; -давать определения тем или Тренировка иным понятиям; внимания. -определять отношения Совершенствование между предметами типа мыслительных «род» - «вид»; операций. Развитие -выявлять функциональные аналитических отношения между способностей и понятиями; способности -выявлять закономерности и рассуждать. проводить аналогии. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Метапредметные Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного; - совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоци ональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от - описывать признаки уже известного с помощью предметов и узнавать учителя. предметы по их признакам; - Делать предварительный -выделять существенные отбор источников признаки предметов; информации -сравнивать между собой :ориентироваться в учебнике предметы, явления; (на развороте, в оглавлении, в -обобщать, делать несложные словаре). выводы; - Добывать новые знания: -классифицировать явления, находить ответы на вопросы, предметы; используя учебник, свой -определять жизненный опыт и последовательность событий; информацию, полученную от -судить о противоположных учителя. явлениях; - Перерабатывать полученную -давать определения тем или информацию: делать иным понятиям; выводы в результате -определять отношения совместной работы всего между предметами типа класса. 6 7 8 9 10 11 10. 10 17. 10 24. 10 07. 11 14. 11 21. 11 10. 10 Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 17. 10 Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. 24. 10 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование «род» — «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и гр уппировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 12 28. 11 13 05. 12 14 15 16 12. 12 19. 12 26. 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного. - совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоци ональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный 17 16. 01 18 23. 01 19 30. 01 Логически-поисковые - судить о противоположных задания. явлениях; - давать определения тем или Тренировка иным понятиям; внимания. - определять отношения Совершенствование между предметами типа мыслительных «род» - «вид»; операций. Развитие -выявлять функциональные аналитических отношения между способностей и понятиями; способности -выявлять закономерности и рассуждать. проводить аналогии. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 20 21 22 06. 02. 13. 02 20. 02 Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять отбор источников информации ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и гр уппировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о 23 24 25 26 27 27. 02 06. 03 13. 03 20. 03 03. 04 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Поиск закономерностей. последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; правилах общения и поведения в школе и следовать им; - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; - работать по предложенному учителем плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценк у деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе 28 29 30 31 32 10. 04 17. 04 24. 04 Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - описывать признаки Развитие быстроты предметов и узнавать реакции. Задания предметы по их признакам; повышенной - выделять существенные сложности. Развитие признаки предметов; аналитических - сравнивать между собой способностей и предметы, явления; способности - обобщать, делать рассуждать. несложные выводы; - классифицировать явления, Развитие предметы; концентрации - определять внимания. Развитие последовательность событий; аналитических - судить о противоположных способностей и явлениях; способности - давать определения тем или рассуждать. иным понятиям; Логически-поисковые - определять отношения задания. между предметами типа «род» - «вид»; Тренировка слуховой - выявлять функциональные памяти. отношения между Совершенствование понятиями; мыслительных - выявлять закономерности и операций. Развитие проводить аналогии. аналитических - описывать признаки способностей и предметов и узнавать способности предметы по их признакам; рассуждать. - выделять существенные признаки предметов; Развитие - сравнивать между собой концентрации предметы, явления; внимания. Развитие - обобщать, делать аналитических несложные выводы; способностей и - классифицировать явления, способности предметы; знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 33 34 рассуждать. - определять Логически-поисковые последовательность событий; задания. - судить о противоположных явлениях; Тренировка -давать определения тем или зрительной памяти. иным понятиям; Совершенствование - определять отношения мыслительных между предметами типа операций. Развитие «род» - «вид»; аналитических - выявлять функциональные способностей и отношения между способности понятиями; рассуждать. - выявлять закономерности и проводить аналогии. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.