Эрудит 4 класс

1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочей программе

(учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности по начальному и основному
общему образованию ФГОС) учителя. Протокол педсовета №1 от 30.08.2022, Приказ
от
01.09.2022г. ООП НОО МБОУ Устюжская СОШ Пр. №01 – 05 – 169 от 02 .09.2022 г
. Рабочая программа составлена для 4 класса Устюжской общеобразовательной школы к
предметной линии УМК «Школа России».
Курс «Эрудит» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 2
– 4 классов.
Цель: развитие познавательных способностей и познавательных процессов: внимания,
памяти, восприятия, воображения и мышления, овладение учащимися универсальными учебными
действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными).
Задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
УМК
1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей (детей 9 – 10 лет) /Методическое пособие, 4 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е
изд., перераб., - М.:Росткнига, 2021. – 270 с. Учебники:
2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей (детей 9 – 10 лет) /
3. Рабочие тетради: в 2-х частях, часть 1/ О.Холодова. – 7-е издание, перераб., М.:РОСТкнига, 2021. – 56 с.
2. Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Личностными результатами
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,
как поступить.
Метапредметными результатамиизучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного.

- совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические
объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и
задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
3. Содержание программ учебного предмета (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей
степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и
умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной
активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных
заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных
способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности,
воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп
выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
В 4 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных
операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать,

глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать
закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных
сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности
заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и
упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические
знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд
интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память,
воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся
познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых
им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные
умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к
нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между
собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить
одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)

4. Тематическое планирование.
Количество часов за год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Распределение часов учебного плана по предметам и формам организации занятий
предмет
Развитие
познавательных
способностей

Общее кол – во часов

Урочная форма
занятий

Внеурочная форма
занятий

1

-

1

-.
Наименование разделов и тем
4 класс:
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.
Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать. Логически-поисковые задания.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Количество
часов
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
4ч

Календарно-тематическое планирование
№
п
1

да
та

фа
кт

05.
09

05.
09

12.
09

12.
09

19.
09

19.
09

26.
09

26.
09

03.
10

03.
10

2

3

4

5

Развиваемые
способности
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения, памяти
и мышления.

Планируемые результаты
Предметные

- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
Развитие
предметы, явления;
концентрации
-обобщать, делать несложные
внимания. Развитие
выводы;
аналитических
классифицировать явления,
способностей и
предметы;
способности
-определять
рассуждать.
последовательность событий;
Логически-поисковые -судить о противоположных
задания.
явлениях;
-давать определения тем или
Тренировка
иным понятиям;
внимания.
-определять отношения
Совершенствование между предметами типа
мыслительных
«род» - «вид»;
операций. Развитие
-выявлять функциональные
аналитических
отношения между
способностей и
понятиями;
способности
-выявлять закономерности и
рассуждать.
проводить аналогии.

Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.

Метапредметные

Регулятивные УУД:
Определять
и формулировать цель
деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать
последовательность действий;
- высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с
иллюстрацией рабочей
тетради;
- работать по
предложенному учителем
плану.
- отличать верно
выполненное задание от
неверного;
- совместно с учителем и
другими
обучающимися давать эмоци
ональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей
системе
знаний: отличать новое от
- описывать признаки
уже известного с помощью
предметов и узнавать
учителя.
предметы по их признакам;
- Делать предварительный
-выделять существенные
отбор источников
признаки предметов;
информации
-сравнивать между собой
:ориентироваться в учебнике
предметы, явления;
(на развороте, в оглавлении, в
-обобщать, делать несложные словаре).
выводы;
- Добывать новые знания:
-классифицировать явления,
находить ответы на вопросы,
предметы;
используя учебник, свой
-определять
жизненный опыт и
последовательность событий; информацию, полученную от
-судить о противоположных
учителя.
явлениях;
- Перерабатывать полученную
-давать определения тем или информацию: делать
иным понятиям;
выводы в результате
-определять отношения
совместной работы всего
между предметами типа
класса.

6

7

8

9

10

11

10.
10

17.
10

24.
10

07.
11

14.
11

21.
11

10.
10

Поиск
закономерностей.
Развитие
логического
мышления. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.

17.
10

Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного
мышления. Задания
по перекладыванию
спичек. Ребусы.

24.
10

Развитие быстроты
реакции. Задания
повышенной
сложности. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Развитие
концентрации
внимания. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Логически-поисковые
задания.
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование

«род» — «вид»;
-выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
-выявлять закономерности и
проводить аналогии.

- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
-классифицировать явления,
предметы;
- определять
последовательность событий;
- судить о противоположных
явлениях;
- давать определения тем или
иным понятиям;
-определять отношения
между предметами типа
«род» - «вид»;
- выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.

- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать явления,
предметы;
- определять
последовательность событий;

- Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и гр
уппировать такие
математические объекты, как
числа, числовые выражения,
равенства, неравенства,
плоские геометрические
фигуры.
- Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: составлять
математические рассказы и
задачи на основе простейших
математических моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем); находить и
формулировать решение
задачи с помощью
простейших моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до
других: оформлять свою
мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного
предложения или небольшого
текста).
- Слушать и понимать речь
других.
- Совместно договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им;
- выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя,
критика).

мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
12

28.
11

13

05.
12

14

15

16

12.
12

19.
12

26.
12

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Поиск
закономерностей.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного
мышления. Задания
по перекладыванию
спичек. Ребусы.
Развитие быстроты
реакции. Задания
повышенной
сложности. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Развитие
концентрации
внимания. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.

- судить о противоположных
явлениях;
- давать определения тем или
иным понятиям;
- определять отношения
между предметами типа
«род» - «вид»;
- выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.
- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать явления,
предметы;
- определять
последовательность событий;
- судить о противоположных
явлениях;
- давать определения тем или
иным понятиям;
- определять отношения
между предметами типа
«род» - «вид»;
- выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.
- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
-выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать явления,
предметы;
- определять
последовательность событий;

Регулятивные УУД:
Определять
и формулировать цель
деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать
последовательность действий;
- высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с
иллюстрацией рабочей
тетради.
- работать по
предложенному учителем
плану.
- отличать верно
выполненное задание от
неверного.
- совместно с учителем и
другими
обучающимися давать эмоци
ональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей
системе
знаний: отличать новое от
уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный

17

16.
01

18

23.
01

19

30.
01

Логически-поисковые - судить о противоположных
задания.
явлениях;
- давать определения тем или
Тренировка
иным понятиям;
внимания.
- определять отношения
Совершенствование между предметами типа
мыслительных
«род» - «вид»;
операций. Развитие
-выявлять функциональные
аналитических
отношения между
способностей и
понятиями;
способности
-выявлять закономерности и
рассуждать.
проводить аналогии.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.

20

21

22

06.
02.

13.
02

20.
02

Поиск
закономерностей.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного
мышления. Задания
по перекладыванию
спичек. Ребусы.

- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать явления,
предметы;
- определять
последовательность событий;
- судить о противоположных
явлениях;
- давать определения тем или
иным понятиям;
- определять отношения
между предметами типа
«род» - «вид»;
- выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.
- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать явления,
предметы;
- определять

отбор источников
информации
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре).
- Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и
информацию, полученную от
учителя.
- Перерабатывать полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной работы всего
класса.
- Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и гр
уппировать такие
математические объекты, как
числа, числовые выражения,
равенства, неравенства,
плоские геометрические
фигуры.
- Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: составлять
математические рассказы и
задачи на основе простейших
математических моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем); находить и
формулировать решение
задачи с помощью
простейших моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до
других: оформлять свою
мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного
предложения или небольшого
текста).
- Слушать и понимать речь
других.
Читать
и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о

23

24

25

26

27

27.
02

06.
03

13.
03

20.
03

03.
04

Развитие быстроты
реакции. Задания
повышенной
сложности. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Развитие
концентрации
внимания. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Логически-поисковые
задания.
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Поиск
закономерностей.

последовательность событий;
- судить о противоположных
явлениях;
- давать определения тем или
иным понятиям;
- определять отношения
между предметами типа
«род» — «вид»;
- выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.
- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать явления,
предметы;
- определять
последовательность событий;
- судить о противоположных
явлениях;
- давать определения тем или
иным понятиям;
- определять отношения
между предметами типа
«род» - «вид»;
- выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.
- описывать признаки
предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные
признаки предметов;
- сравнивать между собой
предметы, явления;
- обобщать, делать
несложные выводы;
- классифицировать явления,
предметы;

правилах общения и
поведения в школе и
следовать им;
- выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя,
критика).

Регулятивные УУД:
Определять
и формулировать цель
деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать
последовательность действий;
- высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с
иллюстрацией рабочей
тетради;
- работать по
предложенному учителем
плану;
- отличать верно
выполненное задание от
неверного;
- совместно с учителем и
другими обучающимися
давать эмоциональную оценк
у деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей
системе

28

29

30

31

32

10.
04

17.
04

24.
04

Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного
мышления. Задания
по перекладыванию
спичек. Ребусы.

- определять
последовательность событий;
- судить о противоположных
явлениях;
- давать определения тем или
иным понятиям;
- определять отношения
между предметами типа
«род» — «вид»;
- выявлять функциональные
отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.

- описывать признаки
Развитие быстроты
предметов и узнавать
реакции. Задания
предметы по их признакам;
повышенной
- выделять существенные
сложности. Развитие
признаки предметов;
аналитических
- сравнивать между собой
способностей и
предметы, явления;
способности
- обобщать, делать
рассуждать.
несложные выводы;
- классифицировать явления,
Развитие
предметы;
концентрации
- определять
внимания. Развитие
последовательность событий;
аналитических
- судить о противоположных
способностей и
явлениях;
способности
- давать определения тем или
рассуждать.
иным понятиям;
Логически-поисковые - определять отношения
задания.
между предметами типа
«род» - «вид»;
Тренировка слуховой
- выявлять функциональные
памяти.
отношения между
Совершенствование понятиями;
мыслительных
- выявлять закономерности и
операций. Развитие
проводить аналогии.
аналитических
- описывать признаки
способностей и
предметов и узнавать
способности
предметы по их признакам;
рассуждать.
- выделять существенные
признаки предметов;
Развитие
- сравнивать между собой
концентрации
предметы, явления;
внимания. Развитие
- обобщать, делать
аналитических
несложные выводы;
способностей и
- классифицировать явления,
способности
предметы;

знаний: отличать новое от
уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный
отбор источников
информации - Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всего
класса.
- Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: составлять
математические рассказы и
задачи на основе простейших
математических моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем); находить и
формулировать решение
задачи с помощью
простейших моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до
других: оформлять свою
мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного
предложения или небольшого
текста).
- Слушать и понимать речь
других.
- Совместно договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им;
- выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя,
критика).

33

34

рассуждать.
- определять
Логически-поисковые последовательность событий;
задания.
- судить о противоположных
явлениях;
Тренировка
-давать определения тем или
зрительной памяти.
иным понятиям;
Совершенствование - определять отношения
мыслительных
между предметами типа
операций. Развитие
«род» - «вид»;
аналитических
- выявлять функциональные
способностей и
отношения между
способности
понятиями;
рассуждать.
- выявлять закономерности и
проводить аналогии.
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения, памяти
и мышления на
конец учебного года.


Наверх

Учебные планы на 2023-2024 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Учебный план 1-4 классы.pdf (скачать)
Учебный план 5-9 классы.pdf (скачать)
Учебный план 10 класса.pdf (скачать)
Учебный план 11 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».