1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ООП ООО МБОУ Устюжская СОШ Приказ №178 от 14.09.2015 года Примерной Основной Образовательной Программы основного общего образования. Положения о рабочей программе (учебного предмета, курсов и курсов внеурочной деятельности по начальному и основному общему образованию ФГОС) Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о важном» рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов: • - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” (вступает в силу с 1.09.2020) • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г. • О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167 • О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 Освоение курса внеурочной деятельности «Разговор о важном» предполагает достижение следующих результатов: Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 2 формулировать проблему под руководством учителя; ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать траектории и ресурсы для достижения цели; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности; вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; оценивать продукт своей деятельности и указывать причины успехов и неудач в деятельности; называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать модели и схемы для решения задач; устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов; участвовать в городских и общешкольных внеурочных мероприятиях. Коммуникативные УУ Д: соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их; координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности и устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств 3 конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны; воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Форма организации работы по программе «Разговор о важном» – коллективная, с использованием групповой и индивидуальной форм работы. Основные виды учебной деятельности на занятиях: Беседы Сообщения Встречи с интересными людьми Просмотр и обсуждение видеоматериала Коллективные творческие дела Соревнования Показательные выступления Викторины Интеллектуально-познавательные игры Трудовые дела Тренинги Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Заочные путешествия Акции благотворительности, милосердия Творческие проекты, презентации Проведение выставок семейного художественного творчества Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная) Методы: игровой; 4 словесный; частично-поисковый; исследовательский; наглядно-демонстрационный. Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Разговор о важном» включает следующие критерии: o участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях; o участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях; o итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративноприкладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.). Планируемые результаты изучения курса. В результате реализации программы «Разговор о важном» ожидается: развитие творческих способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; развитие способности к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся. 5 Учебно-тематический план Модули программы внеурочной деятельности Духовно-нравственное развитие личности Разделы модуля (реализация воспитательной компоненты) 1. 1.Гражданско-патриотическое воспитание 5 3. Воспитание семейных ценностей 2 4. Эстетическое воспитание 5 5. Интеллектуальное воспитание 5 6. Правовое личности 8 часов развитие 8 2. Нравственное и духовное воспитание 25 часов Социальное Часы воспитание и культура 1 медиакультурное 5 8. Воспитание положительного отношения к 1 безопасности 7. Социокультурное и воспитание труду и творчеству 9. Экологическое воспитание Всего 1 33ч 6 Календарно-тематическое планирование № занятия Дата план факт 1. 05.09.22 Раздел модуля 9 класс Тема занятия Кол-во Характеристика деятельности часов обучающегося 1.Интеллектуальное воспитание День знаний (зачем учиться?) (интеллектуальный марафон) 1 Выступают с сообщениями, ведут диалог, беседу, рассуждают, участвуют в викторине «Интеллектуальный марафон». 2. 12.09.22 Родина, души моей 1.Гражданскопатриотическое воспитание родинка (работа с интерактивной картой) 1 Представляют результаты исследовательской работы. 3. 19.09.22 2.Интеллектуальное воспитание Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…(интеракти вная звездная карта) 1 Выступают с сообщениями, ведут диалог, беседу, рассуждают. 7 1.Эстетическое воспитание С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках (День Пожилого человека) Ежедневный подвиг 1.Воспитание семейных учителя. ценностей 1 Демонстрируют творческие способности и эстетический вкус. 1 Идентифицируют проблемы и учатся определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы. Написание творческой работы или создание презентации на тему «Нравственный подвиг учителей» Выступают с сообщениями, ведут диалог, беседу, рассуждают о семейных ценностях Знакомятся с геральдикой и символикой России с исторической точки зрения, ведут беседу, рассуждают, учат гимн России. Учатся использовать информацию с учетом этических и правовых норм. 4. 26.09.22 5 03.10.22 6 10.10.22 1.Нравственное и духовное воспитание Образ отца в отечественной литературе) 1 7 17.10.22 2. Воспитание семейных ценностей День музыки 1 8 24.10.22 Счастлив тот, кто 2.Гражданскопатриотическое воспитание счастлив у себя дома 1 9 08.11.22 Мы — одна страна! 3. Гражданскопатриотическое воспитание (работа с интерактивной картой) 1 8 Языки и культура народов России: единство в разнообразии (работа с интерактивной картой) 2.Эстетическое воспитание О руки наших матерей (Чтоб жила на свете мама) (конкурс стихов) Двуглавый орел: 2.Нравственное и духовное история легендарного воспитание герба (обсуждение видеоматериалов) Жить – значит 1.Социокультурное и медиакультурное воспитание действовать (проблемная дискуссия) 1 Учатся приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая. 1 Демонстрируют творческие способности и эстетический вкус. 1 Учатся приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая. Учатся принимать решения и осуществлять осознанный выбор. 12.12.22 Герои мирной жизни 2. Социокультурное и медиакультурное воспитание (встреча с героями нашего времени) 1 Ведут диалог, беседу; выступают с сообщениями 15 09.12.22 1.Правовое воспитание и культура безопасности Конституция - основа правопорядка (деловая игра) 1 16 26.12.22 4.Интеллектуальное воспитание Полет мечты (групповое обсуждение) 1 Учатся приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая. Ведут диалог, беседу; выступают с презентациями 10 14.11.22 11 21.11.22 12 28.11.22 13 05.12.22 14 3. Интеллектуальное воспитание 1 9 17 16.01.23 18 23.01.23 19 30.01.23 20 06.02.23 3.Эстетическое воспитание «Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» (музыкальная гостиная) «Никто не забыт и 4.Гражданскопатриотическое воспитание ничто не забыто» (работа с историческими документами) 4.Эстетическое воспитание С чего же начинается театр? (юбилею К.С. Станиславского посвящается) (анализ биографии театрального деятеля) «Может собственных 5.Интеллектуальное Платонов и быстрых воспитание разумом Невтонов российская земля рождать…» (интеллектуальный марафон) 1 Демонстрируют творческие способности и эстетический вкус. 1 Выступают с сообщениями, ведут диалог, беседу, рассуждают о морально-нравственных ценностях 1 Выступают с сообщениями, ведут диалог, беседу, рассуждают о культурных ценностях 1 Учатся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвуют в интеллектуальном марафоне. 10 21 13.02.23 Россия в мире (работа 3.Социокультурное и медиакультурное воспитание с интерактивной картой) 1 22 20.02.23 1 23 06.03.23 24 13.03.23 25 20.03.23 Идут российские 5.Гражданскопатриотическое воспитание войска (работа с видеоматериалами) 5.Эстетическое воспитание «Я знаю, что все женщины прекрасны…» (конкурс стихов о женщинах) Гимн России (работа с 6.Гражданскопатриотическое воспитание газетными публикациями, интернетпубликациями) Крым на карте России 7.Гражданско(работа с патриотическое интерактивной картой) воспитание 26 27.03.23 3.Нравственное и духовное воспитание Искусство и псевдоискусство (творческая лаборатория 1 Учатся устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Учатся использовать информацию с учетом этических и правовых норм. Демонстрируют творческие способности и эстетический вкус. 1 Учатся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 1 Круглый стол. Обсуждают проблему отношения в мире к вхождению Крыма в состав России. Учатся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 1 11 27 03.04.23 Он сказал: «Поехали» 4. Социокультурное и медиакультурное воспитание (работа с видеоматериалами 1 28 10.04.23 1 29 17.04.23 30 24.04.23 Без срока давности 8.Гражданскопатриотическое воспитание (работа с историческими документами) 1.Экологическое воспитание «Зелёные» привычки»: сохраним планету для будущих поколений (фестиваль идей) История Дня труда 1.Воспитание положительного отношения (встреча с людьми разных профессий) к труду и творчеству 31 15.05.23 4.Нравственное и духовное воспитание 32 22.05.23 5.Социокультурное и медиакультурное воспитание Русские писатели и поэты о войне (литературная гостиная) День детских общественных организаций (социальная реклама) Учатся приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая. Учатся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 1 Учатся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 1 Смотрят презентации, ведут беседу с приглашенными, рассуждают. Развивают позитивное отношение к труду, ответственное отношение к выбору будущей профессии. Выступают с сообщениями, ведут диалог, беседу, рассуждают о культурных и патриотических ценностях Знакомятся с геральдикой Алтайского края. Участвуют в беседе, проводят выставку рисунков. 1 1 12 33 29.05.23 5.Нравственное и духовное воспитание Перед нами все двери открыты (творческий флэшмоб) 1 Смотрят презентации, ведут беседу, рассуждают. 13 Список электронных ресурсов http://www.edu.ru/ - Образовательный федеральный портал "Российское образование". http://www.school.edu.ru/ - Национальный портал "Российский общеобразовательный портал". http://en.edu.ru/ - Естественнонаучный образовательный портал. http://www.ict.edu.ru/ - специализированный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании". http://www.valeo.edu.ru/ - Специализированный портал "Здоровье и образование". http://www.vidod.edu.ru/ - Портал "Дополнительное образование детей". www.gramota.ru - Cправочно-информационный портал "Грамота.ru”. http://www.ucheba.com/ - Образовательный портал "УЧЕБА”. http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.intergu.ru - Интернет-государство учителей. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). http://www.7ya.ru/ - Семейный портал: все о детях и семье. http://www.inter-pedagogika.ru/ - Inter-ПЕДАГОГИКА для учителей и родителей. Содержит раздел Внеклассная работа. http://www.teencity.ru/ - Молодежный информационно-развлекательный портал. В том числе, раздел для взрослых содержит материалы по подростковой психологии http://www.i-deti.ru/ - Игра и дета: журнал для родителей и педагогов. http://teen.fio.ru/ - сайт «Тинейджер.ru» Федерации Интернет-образования. http://biblio.narod.ru/gyrnal/obl/gyr_obl_0.htm - Открытый педагогический журнал "Education+" с подзаголовком "Человек. Культура. Общество". http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?section_id=77 – раздел «Сценарии» на официальном сайте Всероссийской школьной библиотечной ассоциации. http://www.thinkquest.ru/ - Образовательные проекты школьников по различным темам. http://school-sector.relarn.ru/ - Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН. Сайт для школьников и учителей. Содержит раздел для учеников по проблемам прав детей. http://www.image.websib.ru/ - информационно-методический и дидактический журнал. http://avnsite.narod.ru/kruk.htm - «Вместе с детьми». Раздел «Классному руководителю» содержит сборник тестов, сборник сценариев, рекомендации подросткам. http://scenarist.boom.ru/vecher/1s.html - интернет-библиотека сценариев. http://detplo.narod.ru/ - Детская площадка: любительский сайт для детей, родителей и классных руководителей. http://www.kolobok.ru/ - Все, что нужно подростку в жизни. Вопросы психологу. http://chgk.zaba.ru/ - База Вопросов Интернет клуба «Что? Где? Когда?». http://www.solnet.ee/ Детский портал. http://www.rusedu.ru/ Архив учебных программ и презентаций. http://zavuch.info/ Сайт для учителей. http://metodisty.ru/ Профессиональное сообщество педагогов. http://klass.resobr.ru/workshop/27/ Журнал «Классный руководитель». Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы Технические средства обучения: компьютер, проектор, М/М экран. 14