Положение об инклюзивном образовании

• организации

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями»);

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
N 1014 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

-

образовательным программам дошкольного образования"

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

• Постановлением

Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении Санитарно- эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам (АООП) для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)

• Уставом и локальными нормативными актами МБОУ Устюжской СОШ;
В Положении используются следующие понятия в определении Федерального
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации №273 ФЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностям и здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии,
подтвержденные центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее
ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

(далее

АООП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную

адаптацию указанных лиц.

1.1. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на
получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами и удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ на основе гуманистических ценностей и принципов социальной
модели понимания инвалидности; создание специальных образовательных условий для
коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация
образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и
методов обучения.

1.2. Задачи инклюзивного образования:
- освоить

обучающимися общеобразовательные

программы

в соответствии с

федеральными государственными образовательными стандартами;
- создать

эффективную систему психолого-педагогического и социального

сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных образовательных
условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой
сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
-

осуществлять

индивидуализацию

образовательного

процесса

на

основе

специальных педагогических подходов, форм и методов обучения;
- сформировать у детей с ОВЗ позитивный опыт социального взаимодействия в
урочной и внеурочной деятельности;

2. Организация инклюзивного обучения
2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано совместно с другими обучающимися.

2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
- полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно)
посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не
имеющими

особенностей

развития,

обучаются

по

адаптированной

основной

общеобразовательной программе (АООП) в соответствии с учебным планом класса, в

том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь
детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых
занятий на основе заключения ПМПК ЦДК о создании специальных условий обучения;
программы коррекционной работы АООП, а также на основе дифференцированного
подхода при организации образовательного процесса;
частичная

адаптированной

основной

инклюзия

—

обучающиеся

общеобразовательной

с

программе

ОВЗ
по

обучаются

по

индивидуальным

учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по
отдельным

видам

организованной

образовательной

деятельности)

с

индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных
областей индивидуального учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная
помощь

оказывается

посредством

организации

групповых

и

индивидуальных

коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК

ЦДК,

программой коррекционной работы АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и
мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии,
если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и
не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума Школы;
- социальная инклюзия — при которой учащийся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану (ИУП), преимущественно в индивидуальной форме,
и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на
внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на
некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями
психолого-педагогического консилиума Школы.

2.3. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе
организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением
психолого-педагогического консилиума Школы совместно с родителями/законными
представителями, и зависит от степени выраженности особенностей физического и
(или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду
типично развивающихся сверстников и фиксируется в индивидуальном учебном плане

обучающегося с ОВЗ.

2.4. Специальными условиями организации инклюзивного образования в Школе
являются:
создание адаптивной образовательной среды, в которой учитываются

-

особые

образовательные потребности учащихся с ОВЗ;

-

специальные программы АООП;

-

специальные учебники и учебные пособия;

-

специальные методы обучения;

-

специальные технические средства обучения;

-

деятельность службы психолого-педагогического и социального

сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи;
повышение квалификации педагогических работников и администрации

-

Школы в области инклюзивного образования.

2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной
основной

общеобразовательной

программе

(АООП)

осуществляется

родителей/законных представителей и на основании заключения

с

согласия

психолого-медико-

педагогической комиссии (ПМГЖ) ЦДК .

2.6. Форма

получения

общего

образования

и

форма

обучения

по

общеобразовательной программе предметов образовательных областей учебного плана
определяются совместно с родителями/законными представителями несовершеннолетнего
обучающегося с ОВЗ и специалистами службы психолого-педагогического консилиума
Школы. При выборе родителями/законными представителями несовершеннолетнего
обучающегося формы получения общего образования и формы обучения, учитывается
мнение ребенка.

2.7. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей/законных представителей;
- предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования, в
которой учитываются особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап

включения в образовательный процесс;
- определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
- разработка адаптированной основной общеобразовательной
программы.
-

определение

специалистов,

для

осуществления

психолого-педагогического

сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с

ЦДК п.

Емельяново с целью создания специальных образовательных условий;
- Диагностический этап устанавливается на первый триместр с момента начала
обучения в инклюзивной форме и включает в себя:
- организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и
дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
- по истечении диагностического периода разработку психолого- педагогическим
консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного
образования

и

ознакомление

с

заключением

о

рекомендованной

форме

родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
разработка индивидуального учебного плана/индивидуального образовательного

-

маршрута обучающегося с ОВЗ;
корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с

-

выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода;

-

реализация адаптированной образовательной программы;

-

мониторинг реализации адаптированной образовательной программы;

-

вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ

на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК.

3.

Организация

образовательной

деятельности

при

инклюзивном

образовании

3.1.

Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях

инклюзии, а также численность обучающихся в малокомплектном классе для
обучающихся с ОВЗ определяются исходя из категории

обучающихся с ОВЗ в

соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной
наполняемости классов.

3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ

определяются

адаптированной

основной

общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).

3.3. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных
планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося.

3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.

3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.

3.6. Обязательным

разделом

адаптированной

образовательной

программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая
работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной
деятельности), которое составляется школой в соответствии с установленными
требованиями СанПиН.

3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется
Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.

3.9.

Адаптированные основные общеобразовательные программы

могут

реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их

реализации.

3.10.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое

наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется
психолого-педагогическим консилиумом Школы.

3.11.

Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от

степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.

3.12.

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в

утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам
обучения.

3.13.

Текущий

контроль

успеваемости

и

промежуточная

аттестация

обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего
законодательства.

3.14.

Государственная итоговая аттестация выпускников Школы, обучавшихся

по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в
соответствии с действующим законодательством.

3.15.

Лицам

с

ОВЗ,

обучавшимся

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую
аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца.

3.16.

Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего

образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении.

4.

Порядок принятия и срок действия Положения

4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на Педагогическом совете
Школы, и утверждается приказом руководителя образовательной организации.

4.2.

Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в

силу с момента его утверждения.

4.3.
вновь

Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с

изданными

нормативными

актами

регионального,

федерального

управления образованием только решением педагогического совета.

органов

4.4.

Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом

совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое
утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия
новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх

Учебные планы на 2023-2024 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Учебный план 1-4 классы.pdf (скачать)
Учебный план 5-9 классы.pdf (скачать)
Учебный план 10 класса.pdf (скачать)
Учебный план 11 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».