• организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»); • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении Санитарно- эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) • Уставом и локальными нормативными актами МБОУ Устюжской СОШ; В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации №273 ФЗ: Обучающийся с ограниченными возможностям и здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.1. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания инвалидности; создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 1.2. Задачи инклюзивного образования: - освоить обучающимися общеобразовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; - создать эффективную систему психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; - осуществлять индивидуализацию образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения; - сформировать у детей с ОВЗ позитивный опыт социального взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности; 2. Организация инклюзивного обучения 2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. 2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: - полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК ЦДК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП, а также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса; частичная адаптированной основной инклюзия — обучающиеся общеобразовательной с программе ОВЗ по обучаются по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК ЦДК, программой коррекционной работы АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума Школы; - социальная инклюзия — при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану (ИУП), преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума Школы. 2.3. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума Школы совместно с родителями/законными представителями, и зависит от степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ. 2.4. Специальными условиями организации инклюзивного образования в Школе являются: создание адаптивной образовательной среды, в которой учитываются - особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ; - специальные программы АООП; - специальные учебники и учебные пособия; - специальные методы обучения; - специальные технические средства обучения; - деятельность службы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи; повышение квалификации педагогических работников и администрации - Школы в области инклюзивного образования. 2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) осуществляется родителей/законных представителей и на основании заключения с согласия психолого-медико- педагогической комиссии (ПМГЖ) ЦДК . 2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по общеобразовательной программе предметов образовательных областей учебного плана определяются совместно с родителями/законными представителями несовершеннолетнего обучающегося с ОВЗ и специалистами службы психолого-педагогического консилиума Школы. При выборе родителями/законными представителями несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения, учитывается мнение ребенка. 2.7. Этапы реализации инклюзивного образования в школе: Предварительный этап: - предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов и запроса родителей/законных представителей; - предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования, в которой учитываются особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс; - определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ; - разработка адаптированной основной общеобразовательной программы. - определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с ЦДК п. Емельяново с целью создания специальных образовательных условий; - Диагностический этап устанавливается на первый триместр с момента начала обучения в инклюзивной форме и включает в себя: - организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП; - по истечении диагностического периода разработку психолого- педагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ. Основной этап: разработка индивидуального учебного плана/индивидуального образовательного - маршрута обучающегося с ОВЗ; корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с - выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; - реализация адаптированной образовательной программы; - мониторинг реализации адаптированной образовательной программы; - вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК. 3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании 3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а также численность обучающихся в малокомплектном классе для обучающихся с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости классов. 3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). 3.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. 3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое составляется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН. 3.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации. 3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом Школы. 3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий. 3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. 3.14. Государственная итоговая аттестация выпускников Школы, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством. 3.15. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца. 3.16. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении. 4. Порядок принятия и срок действия Положения 4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на Педагогическом совете Школы, и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 4.3. вновь Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с изданными нормативными актами регионального, федерального управления образованием только решением педагогического совета. органов 4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.