АООП вариант 1

Содержание:
Введение.
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
1.1. Определение и назначение адаптированной основной образовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.2. Нормативные документы для разработки адаптированной основной
образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы.
1.5 Цель реализации адаптированной основной образовательной программы
образования.
1.6 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.7 Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.8 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной
общеобразовательной программы.
1.9. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программыо бразования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
II. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области.
2.3.Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни.
2.5. Программа внеурочной деятельности.
2.6.Программа коррекционной работы.
III. Организационный раздел
3.1.Учебный план
Введение
Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа,
адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию, определяющая рекомендуемые федеральным
государственным образовательным стандартом, объём и содержание образования,
планируемые результаты освоения образовательной программы, систему оценки
достижений планируемых результатов освоения образовательной программы,
систему специальных условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями Стандарта.
Структура АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
В адаптированной основной образовательной программе образования детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используются
следующие сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
АООП – адаптированная основная образовательная программа.
ОО – образовательная организация.
СИПР – специальная индивидуальная программа развития.
ТМНР ― обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1 Определение и назначение адаптированной основной образовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с

учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей
образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и с учётом примерной адаптированной
основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.2 Нормативные документы для разработки адаптированной основной
образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Устюжской
СОШ составляют:
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ).
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1599.
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г.
-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 10.07.2015;

1.3Структура адаптированной основной общеобразовательной программы

Структура АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП образовательной организацией (далее ―
Организация), а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает
следующие программы, ориентированные на достижение
личностных и предметных результатов:
грамму формирования базовых учебных действий;
-развивающей
области;
-нравственного развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации АООП организацией.
Организационный раздел включает:
процесса (Примерный календарный учебный график);
в соответствии с требованиями Стандарта.
-экономические условия;
-технические условия.
Обучающийся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) получает образование по АООП (варианты 1 и 2) в
пролонгированные сроки, которое по содержанию и итоговым достижениям
не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) создана АООП образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая при
необходимости
индивидуализируется
(разрабатывается
специальная
индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может быть
создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы,
учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с
умственной отсталостью.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на
основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ―
ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития
инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
1.4 Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы
В основу разработки АООП образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП обучающихсяс легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного
подхода обеспечивает:

поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
предметных областях;

нового опыта деятельности и поведения;
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
1

(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение
для решения практико- ориентированных задач;
обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;
хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного
возраста;
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав;
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,

что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

1.5. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП
предусматривает решение следующих основных задач:
(интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей
формирование жизненных компетенций;
личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей;
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых образовательных
потребностей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся
условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других

обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному
взаимодействию с ними.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса.
Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть,
формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего
объема АООП.
Сроки реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет один год.
1.6. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость
отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не
только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского
сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени
умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ
— 34-20), глубокая (IQ<20). Наиболее многочисленную группу средиобучающихся
с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), примерно три
четверти, составляют дети с легкой умственной отсталостью.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные
изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает
основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей
нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных
процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у
обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического
поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического
поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная;
эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие,
мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС
выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных
психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении

целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет
включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности.
При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие,
хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к
отвлечению и обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень
познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах
сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки
зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не
могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая
организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании
практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не
только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают
положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности
овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления,
основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обладают целым
рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений
между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по
признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и
словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная
активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления:
зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв
цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на
обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени
скоррегировать недостатки мыслительной деятельности.
Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе
коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие
различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно
связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение
полученной информации обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических
особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются
внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется
произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее
развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая
память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации,
сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических
отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение словесного материала. Использование различных
дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего
обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов
планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на
повышение качества воспроизведения словесного материала.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической
деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер)
позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической
деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их
внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной
степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в
неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности
сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если
задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может 14

определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием
специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его
устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии
положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели
не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность,
фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее
сложных процессов отличается значительной несформированностью, что
выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных
предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению
представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, которая
проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной
отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую
связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной
практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному
опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение
систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на
систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности,
создает положи-тельные условия для овладения обучающимися различными
языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных
высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более
сложной формой речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении
заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою
очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми
трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в
содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках,
способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной
сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они
отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и
побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями
осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и
эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не
требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых
требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности,
как негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой
сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности
произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости
побуждений, недостаточности инициативы.
Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности,
поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с
конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая
изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и
специально организованной работы, направленной на обучение этой группы
школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны
разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра,
в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и
некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и
самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование
некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности
интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально
зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
При этом специфическими особенностями межличностных отношений является:
высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими
реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и
пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью
навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно
сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в
гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения
таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной
работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития
детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве
закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же
решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания,
которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких

условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально
организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и
учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия,
созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной
отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки
ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно
связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей
возрастным возможностям и способностям обучающегося.
1.7.Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разных групп проявляется не только в качественных и количественных
отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они
способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с
резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря
на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения,
перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности
недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается
нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание
образования, разработка и использование специальных методов и средств
обучения, особая организация обучения, расширение границ
образовательного пространства, продолжительность образования и определение
круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характерны следующие специфические образовательные
потребности:
-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
коррекционной работы;
-ориентированный, действенный характер содержания
образования;
образования;
умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями);
и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное
отношение к ним;
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному
взаимодействию со средой;
а ― умений
действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной
инструкции;
к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей
обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного
подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это
позволит формировать возрастные психологические новообразования и
корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися
учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих
занятий.
1.8. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной
общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
12) формированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к
самостоятельной жизни.
Требования к личностным
результатам
Осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину,

Достижения требований личностных
результатов
для Отечества исторические события.
культурной принадлежности.
национальность.
Государственным символам России.
народа и проявляет эти чувства в добрых
поступках.

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре
других народов

традиции народов России и мира.
уважительно относится к иному мнению.

Сформированность адекватных
представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении

оценивать свои возможности и силы
(различает «что я хочу» и «что я могу»).
помощью и сформулировать просьбу

точно описать возникшую проблему.

Овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире

добропорядочные отношения в учебном
коллективе, в коллективах групп
продлённого дня, дополнительного
образования.
ситуациях.
роль обучающегося.

Овладение социально бытовыми
умениями, используемыми в
повседневной жизни

самостоятельности и независимости в быту,
умеет обращаться с электроприборами,
осваивает правила поведения на дороге, в
транспорте и при общении с незнакомыми
людьми.
обязанности ученика.
быту предметов и вещей.
школы, расписании.
жизни класса, мероприятиях класса и школы.

Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия

коммуникации.
коммуникацию с взрослыми.
поведения в разных ситуация.
выражения своих чувств.
коммуникацию со сверстниками.

Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей

разных социальных ситуациях с людьми
разного возраста и статуса.
социальные ритуалы.
соответствии с возрастом близостью и

социальным статусом собеседника.
внимание.
контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу, опасение и др

Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности

учебы, проявляет любознательность и
интерес к новом.
«хорошего ученика» как пример для
подражания.

процессе обучения.
Сформированность навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях

взрослыми в разных социальных
ситуация с соблюдением в повседневной
жизни норм речевого этикета и правила
устного общения (обращение, вежливые
слова).
работе сверстников, с соблюдением в
повседневной жизни норм
коммуникации.
путь ненасильственного преодоления.
совместной работе.

Развитие этических чувств, проявление
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;

«красивое» и «некрасивое», ощущает
потребность в «прекрасном», которое
выражается в удержании критерия
«красиво» (эстетично), в отношениях к
людям, к результатам труда;

нравственных норм, умеет соотносить
эти нормы с поступками как
собственных, так и окружающих людей.
ет доброжелательность в
отношении к другим, эмоциональную

отзывчивость и сопереживание к
чувствам родных и близких,
одноклассников, к событиям в классе, в
стране.
Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям

здоровый и безопасный образ жизни,
соблюдает режим дня.
оздоровительных мероприятиях.
спортом.
результатам своего и чужого труда.

проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают: освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием
при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем,
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных
предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с
согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2):
зультатов фиксируется в
программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
программах по предметам и курсам адресно для отдельных обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с указанием фамилий
после проведения входящей диагностики.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебным предметам за курс обучения на начальной ступени
Учебные предметы

Уровень освоения предметных
результатов
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Русский язык
согласных звуков и букв;
ударных и безударных
согласных звуков;
оппозиционных
согласных по звонкостиглухости, твердостимягкости;
деление слов на слоги для
переноса;

букв;
и согласных звуков с
опорой на образец и
опорную схему;
рукописного и печатного
текста целыми словами с
орфографическим

проговариванием;
целыми словами с
сь под диктовку
рукописного и печатного текста, включающего
текста с орфографическим слова с изученными
проговариванием;
орфограммами (30-35
слов);
слов и коротких
предложений (2-4 слова) с подбор слов различных
изученными
категорий по вопросу и
орфограммами;
грамматическому
значению (название
твердости согласных
предметов, действий и
звуков на письме
признаков предметов);
гласными буквами и
буквой Ь (после
распространение
предварительной
предложений,
отработки);
установление связи между
словами с помощью
подбор слов,
учителя, постановка
обозначающих предметы, знаков препинания в
действия, признаки;
конце предложения
(точка, вопросительный и
предложений,
восклицательный знак);
восстановление в них
нарушенного порядка
предложения;
слов с ориентацией на
серию сюжетных
(о чём идет речь), выбор

картинок;

одного заголовка из
нескольких, подходящего
предложений на заданную по смыслу;
тему;
стие в обсуждении
3-4 предложений из
темы текста и выбор
составленного текста
после его анализа.
Чтение
правильное чтение текст
вслух по слогам и целыми
словами;
прочитанного текста по
вопросам;
работе по оценке
поступков героев и
событий;
наизусть 5-7 коротких
стихотворений.

предварительного анализа
вслух целыми словами
(сложные по семантике и
структуре слова ― по
слогам) с соблюдением
пауз,
тоном голоса и темпом
речи;
учителя по прочитанному
тексту;
мысли текста после
предварительного
его анализа;
выполнением заданий учителя;
действующих лиц произведения;
поступков;
использованием некоторых
средств устной выразительности
(после предварительного
разбора);
опорой на вопросы учителя,
картинный план или
иллюстрацию;
7-8 стихотворений.

Речевая практика
желаний с использованием
этикетных слов и
выражений;
соответствии с речевыми
возможностями;
и рассказов; ответы на
вопросы учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный материал;
произнесение чистоговорок,
коротких стихотворений с
опорой на образец чтения
учителя;
близкие личному опыту
ребенка;
учителя по содержанию
прослушанных и/или
просмотренных радио- и
телепередач

небольших по объему
сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на
вопросы;
детских радио- и
телепередач, ответы на
вопросы учителя;
интонации с опорой на
образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
диалогах по темам речевых
ситуаций;
просьб и желаний;
выполнение речевых
действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.),
используя соответствующие
этикетные слова и
выражения;
составлении рассказа или
сказки по темам речевых
ситуаций;
опорой на картинный или
картинно-символический
план.

Математика
знание числового ряда 1—
100 в прямом и обратном
порядке;

отсчитыванием по
знание числового ряда 1—100
единице и равными
в прямом порядке;
группами в
откладывание любых чисел числовыми
в
пределах 100;
пределах 100, с использованием
счетного материала;
чисел в пределах 100 с
использованием счетного
сложения, вычитания,
материала;
умножения, деления;
арифметических действий компонентов сложения,
вычитания, умножения,
сложения и вычитания,
умножения и деления (на деления;
равные части).
арифметических действий
однозначных чисел до 5; сложения и вычитания,
умножения и деления (на
равные части и по
умножения и деления,
содержанию); различение
пользование таблицами
двух видов деления на
умножения на печатной основе
уровне
для нахождения произведения
и практических
действий;
знание способов
частного;
ствий вчтения и записи каждого
вида деления;
примерах в два арифметических
действия;
умножения всех
переместительного свойстваоднозначных чисел и
числа 10;
сложения и умножения;
чисел 1 и 0, на 1 и 0,
письменных действий сложения
деления 0 и деления на 1,
и вычитания чисел в пределах
на 10;
100;
(меры) стоимости, длины, умножения и деления,
пользование таблицами
массы, времени и их
умножения на печатной
соотношения.
основе для нахождения
произведения и частного;
действий в примерах в два
арифметических действия.
Мир природы
и человека

представления о
взаимосвязях между
изученными объектами, их
месте

изученных объектов в
представления о назначении
натуральном виде в
объектов изучения;
естественных условиях;
изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;объектов к определенным
группам с учетом
объектов к определенным различных оснований для
классификации;
группам (видо-родовые
понятия);
характеристика своего
отнесенных к одной и той жеотношения к изученным
объектам;
изучаемой группе;
элементарных правилах
безопасного поведения в
природе и обществе;

существенных признаков
групп объектов;

органов чувств;
дня школьника и понимание
правила безопасного
необходимости его выполнения;
е основных правил поведения в природе и
обществе с учетом
личной гигиены и выполнение
их в повседневной жизни; возрастных особенностей;
использованию
полученных знаний при
решении учебных, учебнобытовых и учебноповествовательного или
описательного рассказа из 3-трудовых задач.
растениями; кормление
зимующих птиц;

Физическая культура

представления о
физической культуре как
средстве укрепления
здоровья, физического
развития и физической
подготовки человека;
утренней гимнастики под
руководством учителя;
поведения на уроках
физической культуры и

практическое освоение
элементов гимнастики,
легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных и
подвижных игр и других
видов физической
культуры;
выполнение комплексов
утренней гимнастики;
упражнений для
формирования правильной
мышц туловища; участие в
оздоровительных занятиях
в режиме дня

осознанное их
применение;

(физкультминутки);
двигательных действий в

упражнений по словесной
инструкции при
выполнении строевых
команд;

соответствии с заданием
учителя: бег, ходьба,
прыжки и др.;

строевых команд, ведение
двигательных действиях; знание
подсчёта при выполнении
основных строевых команд; общеразвивающих
упражнений.
общеразвивающих упражнений;
сверстниками в
различными исходными
подвижных играх и
положениями;
эстафетах;
ание посильной
сверстниками в организациипомощь
и
и поддержки
проведении подвижных игр,сверстникам в процессе
элементов соревнований; участия в подвижных
участие в подвижных играх играх
и
и соревнованиях;
эстафетах под руководством
учителя;
традиций своего народа и
других народов;
обращения с инвентарём и
оборудованием, соблюдениеиспользования различного
требований техники
спортивного инвентаря в
безопасности в процессе
основных видах
участия в физкультурно- двигательной активности и
спортивных мероприятиях. их применение в
практической
деятельности;
техники выполнения
двигательных действий,
применение усвоенных
правил при выполнении
двигательных действий
под руководством учителя.

Ручной труд

знание правил
рациональной организации
труда, включающих
упорядоченность действий
и самодисциплину;
знание об исторической,

знание правил организации культурной и эстетической
рабочего места и умение ценности вещей;
самостоятельно его
организовать в зависимост художественных ремесел;
и
необходимой информации
от характера выполняемой в материалах учебника,
работы, (рационально
рабочей тетради;
располагать инструменты,
материалы и приспособления
на безопасной работы
правил
рабочем столе, сохранять с режущими и колющими
порядок
1—100нав рабочем
прямом порядке;
месте); инструментами,
1—100 в прямом и
откладывание любых
обратномсанитарнопорядке;
соблюдение
чисел в пределах 100, с гигиенических
, присчитыванием,
требований
свойств
использованием
поделочныхсчетногоприотсчитыванием
по
выполнении трудовых
материалов,
материала;используемых на
единице
и
равными
работ;
уроках ручного труда; знание и числовыми группами в
соблюдение
компонентов
правил
сложения,
их
пределахпо
100;
материалов
их
вычитания, умножения,
физическим, декоративногигиенических
деления;
требований при
чисел в пределах
художественным
и 100 с
работе с ними;
использованием счетного
конструктивным
арифметических действийсвойствам;
материала;
инструментов,
сложения и вычитания,
необходимых на
уроках
умножения
ручногои труда,
деления
их(надоступных
компонентов сложения,
устройства,
равные части).
правил техники технологических
вычитания, умножения,
приемов
безопасной работы с колющими
деления;
ручной
обработки в
и режущими
умноженияинструментами;
однозначных зависимости от свойств
сла
чисел до 5;
арифметических
действий
материалов и
(разметки деталей, выделения
сложения ицелей;
вычитания,
поставленных
детали
умножения
из заготовки,
и деления,
умножения и деления (на
формообразования,
пользование таблицами
соединения
равные части
и по
расходование
материалов;
деталей,
умножения
отделки
на изделия),
печатной
содержанию); различение
используемые
основе для нахождения
на уроках
двух видов деления на
с разнообразной
ручного
произведения
труда; и частного;наглядности:
уровне практических
составление
действий;
способов
плана работы знание
над
изготовлению,
действий в примерах
выделение
в два
и изделием
чтениясиопорой
записина
каждого
называние
арифметических
его признаков
действия;
и предметно-операционные
вида деления;
свойств; определение способов
и графические планы,
соединения
переместительного
деталей;
умножения всех
распознавание
свойства сложения и
однозначных
чисел и
простейших
технических
плана
умножения;
работы по пунктам; рисунков,
числа 10;
схем, чертежей,
полнение устных и
технологическими
письменных действий
приемами чисел 1 и 0, на 1 и 0,
ручной
сложения
обработки
и вычитания
материалов; деления 0 и деления на 1,
чисел в пределах 100;
на 10;
доступных материалов (глиной
и пластилином;
измерения (меры)
умножения и деления,
стоимости, длины, массы, пользование таблицами

времени и их
соотношения;

умножения на печатной
основе для нахождения
произведения и частного;
действий в примерах в два
арифметических действия;

1—100 в прямом порядке;
откладывание любых
чисел в пределах 100, с
использованием счетного
материала;
компонентов сложения,
вычитания, умножения,
деления;
арифметических действий
сложения и вычитания,
умножения и деления (на
равные части).
умножения однозначных
чисел до 5;
умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе для нахождения
произведения и частного;
действий в примерах в два

1—100 в прямом и
обратном порядке;
отсчитыванием по
единице и равными
числовыми группами в
пределах 100;
чисел в пределах 100 с
использованием счетного
материала;
компонентов сложения,
вычитания, умножения,
деления;
арифметических действий
сложения и вычитания,
умножения и деления (на
равные части и по
содержанию); различение
двух видов деления на
уровне практических
действий; знание способов
чтения и записи каждого

арифметических действия; вида деления;
переместительного
свойства сложения и
умножения;

умножения всех
однозначных чисел и
числа 10;

письменных действий
сложения и вычитания
чисел в пределах 100;

чисел 1 и 0, на 1 и 0,
деления 0 и деления на 1,
на 10;

измерения (меры)
стоимости, длины, массы,
времени и их
соотношения;

умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе для нахождения
произведения и частного;
действий в примерах в два
арифметических действия;

Математика
1—100 в прямом порядке;
откладывание любых
чисел в пределах 100, с
использованием счетного
материала;
компонентов сложения,
вычитания, умножения,
деления;
арифметических действий
сложения и вычитания,
умножения и деления (на
равные части).
умножения однозначных
чисел до 5;
умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе для нахождения
произведения и частного;
действий в примерах в два

1—100 в прямом и
обратном порядке;
счет, присчитыванием,
отсчитыванием по
единице и равными
числовыми группами в
пределах 100;
чисел в пределах 100 с
использованием счетного
материала;
компонентов сложения,
вычитания, умножения,
деления;
смысла
арифметических действий
сложения и вычитания,
умножения и деления (на
равные части и по
содержанию); различение
двух видов деления на
уровне практических
действий; знание способов
чтения и записи каждого

арифметических действия; вида деления;
переместительного
свойства сложения и
умножения;

умножения всех
однозначных чисел и
числа 10;

письменных действий
сложения и вычитания
чисел в пределах 100;

чисел 1 и 0, на 1 и 0,
деления 0 и деления на 1,
на 10;

измерения (меры)
стоимости, длины, массы,
времени и их
соотношения;

умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе для нахождения
произведения и частного;
е порядка
действий в примерах в два
арифметических действия;

Математика
1—100 в прямом порядке;
откладывание любых
чисел в пределах 100, с
использованием счетного
материала;
компонентов сложения,
вычитания, умножения,
деления;
арифметических действий
сложения и вычитания,
умножения и деления (на
равные части).
умножения однозначных
чисел до 5;
умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе для нахождения
произведения и частного;
действий в примерах в два

1—100 в прямом и
обратном порядке;
отсчитыванием по
единице и равными
числовыми группами в
пределах 100;
чисел в пределах 100 с
использованием счетного
материала;
компонентов сложения,
вычитания, умножения,
деления;
ие смысла
арифметических действий
сложения и вычитания,
умножения и деления (на
равные части и по
содержанию); различение
двух видов деления на
уровне практических
действий; знание способов
чтения и записи каждого

арифметических действия; вида деления;
переместительного
свойства сложения и
умножения;
полнение устных и
письменных действий
сложения и вычитания
чисел в пределах 100;

умножения всех
однозначных чисел и
числа 10;

измерения (меры)
стоимости, длины, массы,
времени и их
соотношения;

умножения и деления,
пользование таблицами
умножения на печатной
основе для нахождения
произведения и частного;
ние порядка
действий в примерах в два
арифметических действия;

чисел 1 и 0, на 1 и 0,
деления 0 и деления на 1,
на 10;


Наверх

Учебные планы на 2023-2024 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Учебный план 1-4 классы.pdf (скачать)
Учебный план 5-9 классы.pdf (скачать)
Учебный план 10 класса.pdf (скачать)
Учебный план 11 класс.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».